|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 59 |
Он будет по-разному общаться с людьми высокопоставленными и обычными, с
более и с менее знакомыми, равным образом учитывая и другие различия,
воздавая каждому, что подобает, предпочитая [при этом] как таковое
доставление удовольствия и остерегаясь доставления страдания, но принимая во
внимание (когда это важнее), что из этого выходит, т. е. нравственную
красоту и пользу. И вот ради большего удовольствия впоследствии он заставит
немного пострадать. Таков, стало быть, человек, держащийся середины, но
имени ему не дано.
А из доставляющих удовольствие, кто старается доставить его и только, -
угодник, а кто делает это ради какой-нибудь выгоды в деньгах или в том, что
к деньгам ведет, - подхалим. О том же, кто все отвергает, сказано, что он
вздорный и вредный. И [в этом случае тоже] из-за того, что середина
безымянна, кажется, будто крайности противопоставлены друг другу.
13 (VII). Обладание серединой в хвастовстве {и при-творстве} связано
почти с тем же самым, но и оно безымянно. Не худо, однако, разобрать и такие
[душевные склады], ибо мы, пожалуй, больше узнаем, что относится к нраву,
разобрав каждый нрав по отдельности, и мы скорее уверимся, что добродетели
состоят в обладания серединой, поняв, что во всех случаях это так.
Уже были названы те, кто в общении при совместной жизни доставляют
удовольствие или причиняют страдания, а теперь поговорим о правдивых (hoi
aletheyontes) и обманщиках (hoi pseydomcnoi) как в речах, так и в поступках
и в приписывании себе [чего-либо].
Принято считать, что хвастун склонен приписывать себе славное - то,
чего у него нет, или большее, чем у него есть; а притвора, наоборот,
отрицает, [что у него есть то], что у него есть, или преуменьшает [это]; тот
же, кто держится середины, как [человек} "прямой", что ли (aythekastos tis),
- и в поведении, и в речах правдивый (aletheytikos), признающий, что владеет
тем, что у него есть, не больше и не меньше. Все это можно делать и с
определенной целью, и просто так. И если поступки не преследуют известную
цель, то каков каждый [человек по складу], таковы его слова и поступки, так
он и живет.
Обман сам по себе дурен и заслуживает осуждения, а правда прекрасна и
заслуживает похвалы. Так и правдивый человек как держащийся середины,
заслуживает похвалы, а обманывающий - безразлично в какую сторону -
заслуживает осуждения, но в большей степени - хвастун.
Мы скажем о каждом из них, но сперва о правдивом. Речь идет, конечно, о
правдивом не в договорах и не в том, что касается неправосудности или
правосудности (это ведь будет относиться к другой добродетели), а о
правдивом в том, для чего ничто в этом роде не имеет важности, о правдивом в
речи и в поведении, потому что он таков по [своему] складу. Такого,
вероятно, будут считать добрым человеком. Действительно, кто правдолюб и
правдив, даже когда это не важно, будет тем более правдив, когда это важно,
ведь обмана он будет [заведомо] остерегаться как позора, если уж он
остерегается его как такового; а такой человек заслуживает похвалы.
|
|