Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 59


Он будет по-разному общаться с людьми высокопоставленными и обычными, с
более и с менее знакомыми, равным образом учитывая и другие различия,
воздавая каждому, что подобает, предпочитая [при этом] как таковое
доставление удовольствия и остерегаясь доставления страдания, но принимая во
внимание (когда это важнее), что из этого выходит, т. е. нравственную
красоту и пользу. И вот ради большего удовольствия впоследствии он заставит
немного пострадать. Таков, стало быть, человек, держащийся середины, но
имени ему не дано.
А из доставляющих удовольствие, кто старается доставить его и только, -
угодник, а кто делает это ради какой-нибудь выгоды в деньгах или в том, что
к деньгам ведет, - подхалим. О том же, кто все отвергает, сказано, что он
вздорный и вредный. И [в этом случае тоже] из-за того, что середина
безымянна, кажется, будто крайности противопоставлены друг другу.

13 (VII). Обладание серединой в хвастовстве {и при-творстве} связано
почти с тем же самым, но и оно безымянно. Не худо, однако, разобрать и такие
[душевные склады], ибо мы, пожалуй, больше узнаем, что относится к нраву,
разобрав каждый нрав по отдельности, и мы скорее уверимся, что добродетели
состоят в обладания серединой, поняв, что во всех случаях это так.
Уже были названы те, кто в общении при совместной жизни доставляют
удовольствие или причиняют страдания, а теперь поговорим о правдивых (hoi
aletheyontes) и обманщиках (hoi pseydomcnoi) как в речах, так и в поступках
и в приписывании себе [чего-либо].
Принято считать, что хвастун склонен приписывать себе славное - то,
чего у него нет, или большее, чем у него есть; а притвора, наоборот,
отрицает, [что у него есть то], что у него есть, или преуменьшает [это]; тот
же, кто держится середины, как [человек} "прямой", что ли (aythekastos tis),
- и в поведении, и в речах правдивый (aletheytikos), признающий, что владеет
тем, что у него есть, не больше и не меньше. Все это можно делать и с
определенной целью, и просто так. И если поступки не преследуют известную
цель, то каков каждый [человек по складу], таковы его слова и поступки, так
он и живет.
Обман сам по себе дурен и заслуживает осуждения, а правда прекрасна и
заслуживает похвалы. Так и правдивый человек как держащийся середины,
заслуживает похвалы, а обманывающий - безразлично в какую сторону -
заслуживает осуждения, но в большей степени - хвастун.
Мы скажем о каждом из них, но сперва о правдивом. Речь идет, конечно, о
правдивом не в договорах и не в том, что касается неправосудности или
правосудности (это ведь будет относиться к другой добродетели), а о
правдивом в том, для чего ничто в этом роде не имеет важности, о правдивом в
речи и в поведении, потому что он таков по [своему] складу. Такого,
вероятно, будут считать добрым человеком. Действительно, кто правдолюб и
правдив, даже когда это не важно, будет тем более правдив, когда это важно,
ведь обмана он будет [заведомо] остерегаться как позора, если уж он
остерегается его как такового; а такой человек заслуживает похвалы.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz