Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 172

Правда, может показаться, что полезно то, благодаря чему
возникает известное благо или удовольствие, так что предметами дружеской
приязни окажутся лишь благо вообще (tagathon) и удовольствие -- в качестве
целей. А в таком случае, к чему питают дружбу (philoysi): к благу вообще или
к благу для самих себя (to haytois agathon)? Ведь иногда эти вещи не
согласуются. Соответственно и с удовольствием. Принято считать, что всякий
питает дружбу к благу для самого себя, и, хотя благо есть предмет дружеской
приязни в безотносительном смысле, для каждого [благом является] благо для
него, а дружбу каждый питает не к сущему для него благом, но к кажущемуся.
Разницы тут никакой нет: предметом дружеской приязни будет то, что кажется
[приятным] [8].

Есть три [основания], по которым питают дружескую приязнь, но о
дружеском чувстве (philesis) к неодушевленным предметам не говорят как о
"дружбе", потому что здесь невозможно ни ответное дружеское чувство, ни
желание блага для другого (наверное, смешно желать блага вину, но если и
[говорить о таком пожелании], то это желание быть ему в сохранности, чтобы
иметь его самому); между тем говорят: другу надо желать благ вообще ради
него самого. Желающих вообще благ именно таким образом называют
расположенными (eynoi), если то же самое желание не возникает и у другой
стороны, потому что при взаимном расположении (eynoia) возникает дружба.
Может быть, уточнить: "при не тайном [расположении]"? Многие ведь бывают
расположены к тем, кого не видели, полагая, что те добрые люди или полезные
[для других]; и то же самое может испытать один из таких людей к данному
человеку. Тогда эти люди кажутся расположенными друг к другу, но как назвать
их друзьями, если для них тайна, как к ним самим относятся? Следовательно,
[чтобы быть друзьями], нужно иметь расположение друг к другу и желать друг
другу благ вообще, причем так, чтобы это не оставалось в тайне, и по
какому-то одному из названных выше [оснований].



3(111).


Эти [основания для возникновения дружбы] отличны друг от друга по роду,
а значит, отличаются и дружеские чувства и сами дружбы.

Существуют, стало быть, три вида дружбы -- по числу предметов дружеской
приязни; в каждом случае имеется ответное дружеское чувство (antiphilesis),
ne тайное; а люди, питающие друг к другу дружбу, желают друг другу благ
вообще постольку, поскольку питают дружбу. Поэтому, кто питают друг к другу
дружбу за полезность, питают ее не к самим по себе друзьям, а постольку,
поскольку получают друг от друга известное благо. Так и те, кто питают
дружбу за удовольствие; например, они восхищаются остроумными не как
таковыми, а потому, что они доставляют друзьям удовольствие.

Итак, кто питает дружбу за полезность, те любят за блага для них самих,
и кто за удовольствие -- за удовольствие, доставляемое им самим, и не за то,
что собой представляет человек, к которому питают дружбу, а за то, что он
полезный или доставляет удовольствие.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz