Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 95

И наконец, говорят о невоздержных в порыве ярости, (в жажде]
почестей и наживы.
Вот что, стало быть, говорится обычно.

3(II). Пожалуй, возникнет вопрос, как [можно], имея правильные
представления, вести невоздержную [жизнь]. По этому поводу некоторые
говорят, что "знающий" (epistamenos) не способен быть [невоздержным], ведь
нелепо, по мысли Сократа, если, несмотря на имеющиеся у человека знания
(epistemes enoyses), верх [в нем] одерживает нечто иное и таскает [его за
собою], как раба. Сократ ведь вообще отстаивал разумность (logos) так,
словно невоздержности не существует: никто, дескать, не поступает вопреки
тому, что представляется наилучшим, а [если поступает, то] только по
неведению. В таком виде это учение явно противоречит очевидности, и надо
исследовать [вопрос] о страсти: если она [бывает] по неведению, то что это
за неведение такое [?] Ведь понятно, что ведущий невоздержную [жизнь] все же
не думает (так жить], прежде чем оказался охвачен страстью.
Некоторые в одном соглашаются с [Сократом], а в другом нет, а именно:
соглашаются, что ничего нет выше знания; но что никто не поступает вопреки
тому, что показалось наилучшим, не соглашаются. И потому они утверждают, что
невоздержный одержим (krateisthai) удовольствиями как имеющий не знание, а
только мнение. А если это в самом деле только мнение и не [точное] знание и
если удовольствию и страсти противодействует не четкое представление, а
смутное, как у нерешительных, то можно посочувствовать тому, кто не
придерживается (me menein) этих [мнений и представлений] перед лицом сильных
влечений. Но испорченным не сочувствуют, так же как всему прочему, что
достойно осуждения.
Тогда рассудительность, может быть, противостоит [влечению]? Ведь она в
нас - самое сильное. Но и [такое предположение] нелепо: ибо тогда один и тот
же человек будет одновременно рассудительным и невоздержным, между тем
никто, пожалуй, не станет утверждать, что рассудительному свойственно по
собственной воле совершать самые дурные поступки. Кроме того, прежде уже
было показано, что рассудительный как имеющий дело с последними данностями
есть [человек] поступков (praktikos), обладающий и другими добродетелями.
Далее, если быть воздержным - значит иметь сильные и дурные влечения,
то ни благоразумный не будет воздержным, ни воздержный - благоразумным,
потому что благоразумному не свойственно иметь ни чрезмерных, ни дурных
влечений; а если влечения полезны, склад [души], который препятствует
следовать им, - дурной склад; таким образом, не всякая воздержность
оказывается чем-то добропорядочным. Но если влечения слабые и не дурные, [в
воздержности] нет ничего впечатляющего, а если они дурные, но слабые, то -
ничего великого.
Далее, если воздержность заставляет держаться всякого мнения, в том
числе ложного, она дурна. А если невоздержность состоит в отступлении от
всякого мнения, то будет [существовать] некая добропорядочная
невоздержность, как, например, у Софоклова Неоптолема в "Фи-локтете": ведь
он заслуживает похвалы за то, что не держался того, в чем его убедил
Одиссей, так как лгать было мучительно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz