|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 95 |
И наконец, говорят о невоздержных в порыве ярости, (в жажде]
почестей и наживы.
Вот что, стало быть, говорится обычно.
3(II). Пожалуй, возникнет вопрос, как [можно], имея правильные
представления, вести невоздержную [жизнь]. По этому поводу некоторые
говорят, что "знающий" (epistamenos) не способен быть [невоздержным], ведь
нелепо, по мысли Сократа, если, несмотря на имеющиеся у человека знания
(epistemes enoyses), верх [в нем] одерживает нечто иное и таскает [его за
собою], как раба. Сократ ведь вообще отстаивал разумность (logos) так,
словно невоздержности не существует: никто, дескать, не поступает вопреки
тому, что представляется наилучшим, а [если поступает, то] только по
неведению. В таком виде это учение явно противоречит очевидности, и надо
исследовать [вопрос] о страсти: если она [бывает] по неведению, то что это
за неведение такое [?] Ведь понятно, что ведущий невоздержную [жизнь] все же
не думает (так жить], прежде чем оказался охвачен страстью.
Некоторые в одном соглашаются с [Сократом], а в другом нет, а именно:
соглашаются, что ничего нет выше знания; но что никто не поступает вопреки
тому, что показалось наилучшим, не соглашаются. И потому они утверждают, что
невоздержный одержим (krateisthai) удовольствиями как имеющий не знание, а
только мнение. А если это в самом деле только мнение и не [точное] знание и
если удовольствию и страсти противодействует не четкое представление, а
смутное, как у нерешительных, то можно посочувствовать тому, кто не
придерживается (me menein) этих [мнений и представлений] перед лицом сильных
влечений. Но испорченным не сочувствуют, так же как всему прочему, что
достойно осуждения.
Тогда рассудительность, может быть, противостоит [влечению]? Ведь она в
нас - самое сильное. Но и [такое предположение] нелепо: ибо тогда один и тот
же человек будет одновременно рассудительным и невоздержным, между тем
никто, пожалуй, не станет утверждать, что рассудительному свойственно по
собственной воле совершать самые дурные поступки. Кроме того, прежде уже
было показано, что рассудительный как имеющий дело с последними данностями
есть [человек] поступков (praktikos), обладающий и другими добродетелями.
Далее, если быть воздержным - значит иметь сильные и дурные влечения,
то ни благоразумный не будет воздержным, ни воздержный - благоразумным,
потому что благоразумному не свойственно иметь ни чрезмерных, ни дурных
влечений; а если влечения полезны, склад [души], который препятствует
следовать им, - дурной склад; таким образом, не всякая воздержность
оказывается чем-то добропорядочным. Но если влечения слабые и не дурные, [в
воздержности] нет ничего впечатляющего, а если они дурные, но слабые, то -
ничего великого.
Далее, если воздержность заставляет держаться всякого мнения, в том
числе ложного, она дурна. А если невоздержность состоит в отступлении от
всякого мнения, то будет [существовать] некая добропорядочная
невоздержность, как, например, у Софоклова Неоптолема в "Фи-локтете": ведь
он заслуживает похвалы за то, что не держался того, в чем его убедил
Одиссей, так как лгать было мучительно.
|
|