|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 203 |
А приходить, напротив, подобает, наверное, к тому, у кого неудачи,
причем без зова и с охотой, потому что другу свойственно делать добро, и в
первую очередь тем, кто нуждается, притом тогда, когда на него не
рассчитывали: в этом для обоих больше прекрасного и удовольствия. И в случае
удачи подобает охотно оказывать содействие (ибо и тогда нуждаются в
друзьях), а что касается принятия благодеяний, тут [можно быть] ленивым,
ведь некрасиво охотно принимать помощь.
Однако, может быть, следует остерегаться прослыть неприятным (doxan
aedias) за то, что отталкиваешь [благодеяния], иногда ведь [и так] бывает.
Итак, во всех положениях присутствие друзей, видимо, заслуживает
предпочтения.
12 (XII).
Не правда ли, подобно тому как созерцание любимого -- для влюбленных
самая большая радость и они предпочитают это чувство всему остальному,
потому что существование и возникновение влюбленности обусловлено в первую
очередь этим [удовольствием от созерцания], так и друзья всему предпочитают
жизнь сообща? Ибо дружба -- это общность, и, как относятся к самому себе,
так и к другу; а раз чувство собственного бытия в нас заслуживает избрания,
то и чувство бытия друга -- тоже; между тем деятельное проявление (energeia)
этого [чувства] возникает при жизни сообща, так что друзья, конечно, тянутся
к ней. И чем бы ни было для каждого отдельного человека бытие, и ради чего
бы он ни предпочитал жизнь (to dzen), живя, он хочет проводить время с
друзьями. Вот почему одни вместе поют, другие играют в кости, третьи
занимаются гимнастикой, охотой или философией: каждый проводит свои дни с
друзьями именно в тех занятиях, какие он любит больше всего в жизни, потому
что, желая жить сообща с друзьями, люди делают то и в том принимают участие,
в чем и мыслят себе жизнь сообща.
Итак, у дурных дружба портится (ведь, шаткие [в своих устоях], они
связываются (koinonoysi) с дурным" и становятся испорченными, уподобляясь
друг другу); а дружба добрых даже возрастает от общения, ведь принято
считать, что такие друзья становятся лучше благодаря воздействию друг на
друга и исправлению друг друга; они, конечно, заимствуют друг у друга то,
что им нравится, откуда [изречение]: "От добрых добро" [58].
Итак, будем считать, что о дружбе сказано. Следом можно рассказать об
удовольствии.
|
|