|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 149 |
Итак, быстро и медленно можно перейти к удовольствию, но
осуществлять его (energem kat' ayten), т. е. получать удовольствие,
невозможно быстро.
Как же удовольствие будет возникновением [и становлением]? Ведь, по
общепринятому мнению, не возникает что угодно из чего угодно, но, из чего
возникает, на то и разлагается, а значит, для чего удовольствие -
возникновение, для того уничтожение - страдание.
Далее, страдание называют нехваткой чего-то природного, а удовольствие
- его восполнением. Между тем это телесные состояния. В таком случае, если
восполнение чего-то природного - удовольствие, тогда, в чем происходит
восполнение, то и будет испытывать удовольствие, тем самым это тело; однако
так никто не считает, значит и восполнение не является удовольствием, но,
когда восполнение происходит, человек, должно быть, испытывает удовольствие,
а когда его режут, видимо, страдает.
Это мнение, должно быть, возникло под влиянием страданий и
удовольствий, связанных с пищей, потому что, почувствовав сначала нехватку
пищи и испытав из-за этого страдание, люди получают удовольствие от
восполнения.
Однако такое происходит не при всех удовольствиях. Так, ведь
удовольствия от усвоения знаний и те, что зависят от чувств: удовольствия от
обоняния, слуховые и многие зрительные, - а также воспоминания и надежды,
свободны от страдания (alypoi). Возникновением чего будут они в таком
случае? Ведь нехватки, коей они служили бы восполнением, не было ни в чем.
А тем, кто в качестве довода выдвигает порицаемые удовольствия, можно,
пожалуй, ответить, что такие удовольствия удовольствия не доставляют.
Действительно, если людям с порочными наклонностями что-то доставляет
удовольствие, не надо думать, что это доставляет его кому-либо, кроме них,
подобно тому как не является здоровым, сладким и горьким то, что таково для
недужных, и не бело то, что кажется белым больным глазам.
Или можно ответить в том смысле, что хотя удовольствия заслуживают
избрания, но не от всяких [вещей]; так, скажем, быть богатым - удовольствие,
но только не ценой предательства, и здоровым быть - тоже, но не поедая что
попало.
Или еще: удовольствия отличаются видом; а именно, удовольствия от
прекрасных вещей и от постыдных различны, и найти удовольствие в
правосудном, не будучи правосудным, и в музыке, не будучи музыкальным,
невозможно; то же справедливо и для других случаев.
И отличие друга от подхалима, кажется, ясно показывает, что
удовольствие - не благо и что удовольствия различаются видом. Один ведь,
вступая в общение, имеет целью собственно благо, а другой - удовольствие, и
в соответствии с разными целями общения одного порицают, а другого хвалят.
Далее, никто не избрал бы жить всю жизнь, имея образ мыслей ребенка, даже
получая, сколько только возможно, удовольствий от того, в чем находят их
дети; и не выбрал бы наслаждение от какого-нибудь из самых позорных дел,
даже если ему никогда не придется за это пострадать.
|
|