Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 22

Поэтому добродетели - это не
способности: нас ведь не считают ни добродетельными, ни порочными за
способности вообще что-нибудь испытывать {и нас не хвалят за это и не
осуждают}. Кроме того, способности в нас от природы, а добродетельными или
порочными от природы мы не бываем. Раньше мы уже сказали об этом. Поскольку
же добродетели - это не страсти и не способности, выходит, что это устои.
Итак, сказано, что есть добродетель по родовому понятию.

5(VI). Впрочем, нужно не только указать, что добродетель - это
[нравственные] устои, но и [указать], каковы они. Надо сказать между тем,
что всякая добродетель и доводит до совершенства то, добродетелью чего она
является, и придает совершенство выполняемому им делу. Скажем, добродетель
глаза делает доброкачественным (spoydaios) и глаз, и его дело, ибо благодаря
добродетели глаза мы хорошо видим. Точно так и добродетель коня делает
доброго (spoydaios) коня, хорошего (agathos) для бега, для верховой езды и
для противостояния врагам на войне.
Если так обстоит дело во всех случаях, то добродетель человека - это,
пожалуй, такой склад [души], при котором происходит становление
добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело. Каково
это дело, мы, во-первых, уже сказали, а во-вторых, это станет ясным, когда
мы рассмотрим, какова природа добродетели.
Итак, во всем непрерывном и делимом можно взять части большие, меньшие
и равные, причем либо по отношению друг к другу, либо по отношению к нам; а
равенство (to ison) - это некая середина (meson ti) между избытком и
недостатком.
Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем
эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я
называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и
не одинакова для всех. Так, например, если десять много, а два мало, то
шесть принимают за середину, потому что, насколько шесть больше двух,
настолько же меньше десяти, а это и есть середина по арифметической
пропорции.
Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если пищи
на десять мин много, а на две - мало, то наставник в гимнастических
упражнениях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и это
для данного человека может быть [слишком] много или [слишком] мало. Для
Милона этого мало, а для начинающего занятия - много. Так и с бегом и
борьбой. Поэтому избытка и недостатка всякий знаток избегает, ища середины и
избирая для себя [именно] ее, причем середину [не самой вещи], а [середину]
для нас. Если же всякая наука успешно совершает свое дело (to ergon) таким
вот образом, т. е. стремясь к середине и к ней ведя свои результаты (ta
erga) (откуда обычай говорить о делах, выполненных в совершенстве, "ни
убавить, ни прибавить", имея в виду, что избыток и недостаток гибельны для
совершенства, а обладание серединой благотворно, причем искусные (agathoi)
мастера, как мы утверждаем, работают с оглядкой на это [правило]), то и
добродетель, которая, так же как природа, и точнее и лучше искусства любого
[мастера], будет, пожалуй, попадать в середину.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz