|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 68 |
Что же касается правосудия при обмене, то оно хотя [и означает]
известное справедливое равенство (а неправосудие - несправедливое
неравенство), но соответствует не этой пропорции, а арифметической. Ведь
безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и
кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно,
а другой терпит неправосу-дие и один причинил вред, а другому он причинен,
то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он
обращается как с равными. Так что если данное нарушение права представляет
собою нарушение равенства, то судья [как вершитель правосудия] старается
восстановить его; ведь и тогда, когда один получил увечье, а другой его
нанес или [один] убил, а другой умер, страдание и деяние различают как
несправедливо неравные [доли]; [а судья], отнимая наживу, восстанавливает
равенство с помощью "убытка", [т. е. взыскания]. В подобных случаях,
конечно, выражаются обобщенно (hos haplos eipein), даже если название иногда
не подходит, скажем "нажива" для побившего и "убыток" для пострадавшего, и
тем не менее, когда страдание измерено, одно зовется "убытком" (he dzemia),
а другое - "наживой" (to kerdos).
Таким образом, справедливое равенство - это середина между "больше" и
"меньше", а нажива и убыток - это "больше" и "меньше" в противоположных
смыслах, т. е. больше блага и меньше зла - нажива, а наоборот - убыток.
Серединой между тем и другим оказывается справедливое равенство, которое мы
определяем как правосудное, следовательно, исправительное право[судие]
подразумевает середину между убытком и наживой.
Вот почему при тяжбах прибегают к посредничеству судьи (dikastes), ведь
идти к судье - значит идти к правосудию, так как судья хочет быть как бы
одушевленным правосудием. И ищут судью, который стоит посредине [между
сторонами]; некоторые даже называют судей "посредниками", полагая, что,
найдя посредника, найдут и правосудие. Выходит, правосудие - это какая-то
середина, раз судья - [это посредник].
Судья уравнивает по справедливости, причем так, как [геометр уравнивает
отрезки] неравно поделенной линии: насколько больший отрезок выходит за
половину, столько он отнял и прибавил к меньшему отрезку. Когда целое
разделено надвое, признают, что имеют свою [долю], когда получили равные
[доли]. А равное - это среднее между большим и меньшим по арифметической
пропорции (Потому и называют правосудие "дикайон", что это [дележ] пополам -
"диха", как бы говоря "дихайон", и вместо "дикастес" - "дихастес".)
Действительно, если отнять часть от одной из двух равных [величин] и
прибавить к другой, последняя на две эти части больше первой, если же
отнять, но не прибавить, [что отняли], то вторая величина больше первой
только на одну часть. Следовательно, [то, к чему прибавили], на одну часть
больше средней [величины], а средняя [величина] на одну часть больше того,
от чего отняли.
|
|