Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 68


Что же касается правосудия при обмене, то оно хотя [и означает]
известное справедливое равенство (а неправосудие - несправедливое
неравенство), но соответствует не этой пропорции, а арифметической. Ведь
безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и
кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно,
а другой терпит неправосу-дие и один причинил вред, а другому он причинен,
то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он
обращается как с равными. Так что если данное нарушение права представляет
собою нарушение равенства, то судья [как вершитель правосудия] старается
восстановить его; ведь и тогда, когда один получил увечье, а другой его
нанес или [один] убил, а другой умер, страдание и деяние различают как
несправедливо неравные [доли]; [а судья], отнимая наживу, восстанавливает
равенство с помощью "убытка", [т. е. взыскания]. В подобных случаях,
конечно, выражаются обобщенно (hos haplos eipein), даже если название иногда
не подходит, скажем "нажива" для побившего и "убыток" для пострадавшего, и
тем не менее, когда страдание измерено, одно зовется "убытком" (he dzemia),
а другое - "наживой" (to kerdos).
Таким образом, справедливое равенство - это середина между "больше" и
"меньше", а нажива и убыток - это "больше" и "меньше" в противоположных
смыслах, т. е. больше блага и меньше зла - нажива, а наоборот - убыток.
Серединой между тем и другим оказывается справедливое равенство, которое мы
определяем как правосудное, следовательно, исправительное право[судие]
подразумевает середину между убытком и наживой.
Вот почему при тяжбах прибегают к посредничеству судьи (dikastes), ведь
идти к судье - значит идти к правосудию, так как судья хочет быть как бы
одушевленным правосудием. И ищут судью, который стоит посредине [между
сторонами]; некоторые даже называют судей "посредниками", полагая, что,
найдя посредника, найдут и правосудие. Выходит, правосудие - это какая-то
середина, раз судья - [это посредник].
Судья уравнивает по справедливости, причем так, как [геометр уравнивает
отрезки] неравно поделенной линии: насколько больший отрезок выходит за
половину, столько он отнял и прибавил к меньшему отрезку. Когда целое
разделено надвое, признают, что имеют свою [долю], когда получили равные
[доли]. А равное - это среднее между большим и меньшим по арифметической
пропорции (Потому и называют правосудие "дикайон", что это [дележ] пополам -
"диха", как бы говоря "дихайон", и вместо "дикастес" - "дихастес".)
Действительно, если отнять часть от одной из двух равных [величин] и
прибавить к другой, последняя на две эти части больше первой, если же
отнять, но не прибавить, [что отняли], то вторая величина больше первой
только на одну часть. Следовательно, [то, к чему прибавили], на одну часть
больше средней [величины], а средняя [величина] на одну часть больше того,
от чего отняли.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz