|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 139 |
В случае предвосхищения [пользы] имеет место, видимо, обратное.
Далее, если чувство дружеской привязанности (philesis) похоже на
делапие (poiesis), то когда [к тебе] питают дружбу (to phileisthai) - [это
похоже] на страдательность (to paskhein). Следовательно, те, у кого
превосходство с точки зрения действия, будут "питать дружбу" и "проявлять
дружбу".
Наконец, все больше дорожат доставшимся с трудом (например, тем, кто
нажил деньги, они дороже, чем тем, кто их унаследовал), и считается, что
получать благодеяния не требует усилий, между тем как делать добро
многотрудно. Не случайно матери и любят детей сильнее, [чем отцы], ведь
рождение ребенка требует от них больших усилий и они лучше [отцов] знают,
что это их собственное [создание]. Такое, пожалуй, свойственно и
благодетелям.
8 (VIII). Сложен и такой вопрос: к кому нужно питать дружбу в первую
очередь - к самому себе или к кому-нибудь другому? В самом деле, тем, кто в
высшей степени себя любит, ставят это в вину и в посрамление зовут их
себялюбами (philaytoi), и считается, что дурной человек все делает ради
самого себя, причем тем больше, чем он хуже (так что жалуются на него за то,
скажем, что он все делает только для себя, а не для другого), добрый же
[совершает поступки] во имя прекрасного и тем больше, чем он лучше, причем
ради друга, а своим пренебрегает.
Что происходит на деле, не согласуется с этими рассуждениями, и это
вполне понятно. Действительно, говорят, что в первую очередь следует питать
дружбу к тому, кто является другом в первую очередь, а друг в первую очередь
- тот, кто, желая кому-то собственно благ, желает их ради самого того
человека, даже если никто об этом не узнает. Между тем эти [свойства]
имеются у человека прежде всего в отношении его к самому себе, так же как и
все остальные [признаки], по которым определяют друга; было ведь сказано,
что все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на
отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: "душа в
душу", и "у друзей все общее", и "уравненность - это дружность", и "своя
рубашка ближе к телу", ибо все это, конечно, присутствует в отношении к себе
самому в первую очередь, так как и другом бывают в первую очередь самому
себе и к себе самому в первую очередь следует питать дружескую приязнь.
Конечно, трудно решить, за кем нужно последовать, коль скоро оба
[мнения] внушают известное доверие.
Так что надо, наверное, разобрать такие суждения и определить,
насколько и в каком смысле те или другие [мнения] истинны.
Если же мы поймем, какой смысл и те и другие вкладывают в [понятие]
"себялюбия", то [все], вероятно, станет ясно.
Итак, кто, вводит [это понятие] для порицания, те называют себялюбами
уделяющих себе большую долю в имуществе, почестях и телесных удовольствиях,
а именно к этому стремится большинство людей и в этом они усердны, словно
это высшие блага, недаром оии даже дерутся [друг с другом] из-за таких
вещей? Кто в таких вещах своекорыстен, тот угождает влечениям и вообще
страстям, т.
|
|