Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 29


Поступки такого рода являются, стало быть, смешанными, но больше они
походят на произвольные: их предпочитают другим в то время, когда совершают,
но цель поступка зависит от определенных условий (kata ton kairon). Так что
поступок следует называть произвольным и непроизвольным в зависимости от
того, когда он совершается. В таким смешанном случае, совершая поступки,
действуют по своей воле, ибо при таких поступках источник движения членов
тела заключен в самом деятеле, а если источник в нем самом, то от него же
зависит, совершать данный поступок или нет. Значит, такие поступки
произвольны, но они же, взятые безотносительно, вероятно, непроизвольны, ибо
никто, наверное, ничего подобного не брал бы само по себе. За поступки
такого рода иногда даже хвалят, а именно когда во имя великого и прекрасного
терпят нечто постыдное или причиняющее страдание, в противном же случае
осуждают, ибо терпеть постыднейшие вещи без какой-либо прекрасной цели или
ради чего-то заурядного (metrion) свойственно дурному (phaylos) человеку.
Некоторые поступки не похвальны, однако вызывают сочувствие, когда человек
совершает недолжное из-за таких обстоятельств, которые пересиливают
человеческую природу и которых никто не мог бы вынести. Однако существуют,
вероятно, некоторые поступки, к совершению которых ничто не должно вынудить,
но скорее следует умереть, претерпев самое страшное; а потому смехотворными
кажутся причины, принудившие Алкмеона у Еврипида убить мать. Но иногда
трудно рассудить, какой поступок какому следует предпочесть и что во имя
чего вынести, а еще труднее держаться (emmeinai) того, что нам заведомо
известно, ведь, как правило, либо нас ожидает страдание, либо принуждение к
постыдным [действиям]; вот почему хвалу и осуждение получают в зависимости
от того, по принуждению или нет совершен поступок.
Итак, какие поступки следует признать подневольными? Может быть, взятые
безотносительно, поступки подневольны всякий раз, когда причина находится
вовне и, совершая поступок, человек никак не способствует ее действию? Но
если поступки, сами по себе непроизвольные, в данное время и во имя
определенных целей избраны, а источник - в том, кто совершает поступок, то,
будучи сами по себе непроизвольны, они произвольны в данное время и при
данных обстоятельствах. Больше они походят на произвольные: поступки
совершаются в определенных обстоятельствах (en tois kath' hekasta) и как
поступки в определенных обстоятельствах произвольны. Но не легко определить,
какие поступки следует предпочесть, потому что обстоятельства многообразны.
Если сказать, что поступки, доставляющие удовольствие и прекрасные,
подневольны, - ведь, будучи вне нас, удовольствие и прекрасное принуждают, -
то тогда, пожалуй, все поступки окажутся подневольными, потому что мы все
делаем ради удовольствия и прекрасного. Но от насилия и от того, что против
воли, испытывают страдание, а от поступков ради удовольствия и прекрасного
получают удовольствие.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz