Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 2


Даже если для одного человека благом является то же самое, что для
государства, более важным и более полным представляется все-таки благо
государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и
[благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и
государств.
Итак, настоящее учение как своего рода наука о государстве имеет это,
[т. е. достижение и сохранение блага государства], своей целью.
(III). Рассуждение будет удовлетворительным, если удастся добиться
ясности, сообразной предмету, подлежащему [рассмотрению]. Ведь не во всех
рассуждениях (logoi), так же как не во всех изделиях ремесла, следует
добиваться точности в одинаковой степени. Между тем [в понятиях] прекрасного
и правосудного, которые, собственно, имеет в виду наука о государстве,
заключено столько разного и расплывчатого, что начинает казаться, будто [все
это] возможно только условно (nomoi), а от природы (physei) этого нет. Такая
же своего рода расплывчатость заключена в [выражении] "блага", потому что
многим от [благ] бывает вред. Ведь известно, что одних сгубило богатство,
других - мужество. Поэтому при подобных предметах рассуждений и подобных
предпосылках желательно (agapeton) приблизительно и в общих чертах указать
на истину, а если рассуждают о том, что имеет место лишь в большинстве
случаев и при соответствующих предпосылках, то [довольно уже и того, чтобы]
и выводы [распространялись лишь на большинство случаев]. Конечно, таким же
образом нужно воспринимать и каждое наше отдельное высказывание; ведь
человеку образованному свойственно добиваться точности для каждого рода
[предметов] в той степени, в какой это допускает природа предмета (pragma).
Одинаково [нелепым] кажется как довольствоваться правдоподобными
рассуждениями математика, так и требовать от ритора строгих доказательств.
Всякий между тем правильно судит о том, в чем сведущ, и именно для
этого он добродетельный судья (agathos krites) Это значит, что
[добродетельный) в частном и образован применительно к частному, а вообще
[добродетельный] образован всесторонне.
Вот почему юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он ведь
неопытен в житейских делах (praxeis), а из них [исходят] и с ними [связаны
наши] рассуждения. Кроме того, покорный страстям, он будет слушать впустую,
т. е. без пользы, тогда как цель [данного учения] не познание, а поступки.
Неважно, впрочем, годами ли молод человек, или он юноша нравом, ибо этот
недостаток бывает не от возраста, а от того, что живут по страсти и [по
страсти же] преследуют всякую [цель]. Таким людям познание не помогает, так
же как невоздержным, но для тех, чьи стремления и поступки согласованы с
рассуждением (kata logon), знать подобные [вещи] будет в высшей степени
полезно.
Будем считать, что о слушателе, о способе доказательства и о самом
предмете для введения сказано [достаточно].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz