|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 2 |
Даже если для одного человека благом является то же самое, что для
государства, более важным и более полным представляется все-таки благо
государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и
[благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и
государств.
Итак, настоящее учение как своего рода наука о государстве имеет это,
[т. е. достижение и сохранение блага государства], своей целью.
(III). Рассуждение будет удовлетворительным, если удастся добиться
ясности, сообразной предмету, подлежащему [рассмотрению]. Ведь не во всех
рассуждениях (logoi), так же как не во всех изделиях ремесла, следует
добиваться точности в одинаковой степени. Между тем [в понятиях] прекрасного
и правосудного, которые, собственно, имеет в виду наука о государстве,
заключено столько разного и расплывчатого, что начинает казаться, будто [все
это] возможно только условно (nomoi), а от природы (physei) этого нет. Такая
же своего рода расплывчатость заключена в [выражении] "блага", потому что
многим от [благ] бывает вред. Ведь известно, что одних сгубило богатство,
других - мужество. Поэтому при подобных предметах рассуждений и подобных
предпосылках желательно (agapeton) приблизительно и в общих чертах указать
на истину, а если рассуждают о том, что имеет место лишь в большинстве
случаев и при соответствующих предпосылках, то [довольно уже и того, чтобы]
и выводы [распространялись лишь на большинство случаев]. Конечно, таким же
образом нужно воспринимать и каждое наше отдельное высказывание; ведь
человеку образованному свойственно добиваться точности для каждого рода
[предметов] в той степени, в какой это допускает природа предмета (pragma).
Одинаково [нелепым] кажется как довольствоваться правдоподобными
рассуждениями математика, так и требовать от ритора строгих доказательств.
Всякий между тем правильно судит о том, в чем сведущ, и именно для
этого он добродетельный судья (agathos krites) Это значит, что
[добродетельный) в частном и образован применительно к частному, а вообще
[добродетельный] образован всесторонне.
Вот почему юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он ведь
неопытен в житейских делах (praxeis), а из них [исходят] и с ними [связаны
наши] рассуждения. Кроме того, покорный страстям, он будет слушать впустую,
т. е. без пользы, тогда как цель [данного учения] не познание, а поступки.
Неважно, впрочем, годами ли молод человек, или он юноша нравом, ибо этот
недостаток бывает не от возраста, а от того, что живут по страсти и [по
страсти же] преследуют всякую [цель]. Таким людям познание не помогает, так
же как невоздержным, но для тех, чьи стремления и поступки согласованы с
рассуждением (kata logon), знать подобные [вещи] будет в высшей степени
полезно.
Будем считать, что о слушателе, о способе доказательства и о самом
предмете для введения сказано [достаточно].
|
|