Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 6

А если и те [названные выше блага] относятся к [благам самим
по себе], тогда во всем этом понятие (logos) блага вообще (tagathon) должно
будет выявляться как тождественное, подобно тому как понятие белизны
тождественно для снега и белил. Между тем понятия почета, рассудительности и
удовольствия именно как благ различны и не совпадают друг с другом.
Следовательно, "благо" как нечто общее, объединенное одной идеей, не
существует.
В каком же тогда смысле говорят "блага"? Во всяком случае, не похоже,
чтобы [разные вещи] случайно назывались одинаково. Не в том ли дело, что все
блага из одного [источника] или служат чему-то одному? Или, скорее, [они
благами называются] по аналогии? Так, например, зрение в теле - как ум в
душе (или еще что-либо в чем-то другом).
Впрочем, сейчас эти [вопросы] все-таки следует оставить, потому что
уточнять их более свойственно другой [части] философии, так же как [все]
связанное с "идеей" в самом деле, даже если есть единое благо, которое
совместно сказывается [для разных вещей], или же некое отдельное само по
себе благо, ясно, что человек не мог бы ни осуществить его в поступке
(prakton), ни приобрести (kteton), а мы сейчас ищем именно такое.
Может показаться, что было бы лучше знать это [благо само по себе],
если иметь в виду те блага, которые можно приобретать и осуществлять: ведь
беря его за образец, мы лучше будем знать, что блага для нас, а зная это,
сумеем их добиться. Хотя этот довод (logos) и выглядит убедительным, он,
по-видимому, противоречит [опыту] наук. Все они стремятся к известному благу
и пытаются найти недостающее, однако не касаются познания [блага самого по
себе]. Впрочем, непонятно, как это ни один мастер не знает такого подспорья
и не пытается его найти. И в то же время невозможно представить себе, какая
польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое
благо [само по себе], или каким образом благодаря уразумению (tetheamenos)
этой идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник -
лучшим военачальником. Ведь очевидно, что врач рассматривает здоровье не
так, [т. е. не вообще], а с точки зрения здоровья человека и, скорее даже,
здоровья "вот этого" человека, ибо он врачует каждого в отдельности. Будем
считать, что об этом сказано.

5(VII). Вернемся теперь к искомому благу: ЧЕМ оно могло бы быть?
Кажется, что оно различно для различных действий и искусств: одно бдаго для
врачевания, другое - для военачалия и точно так же для остального. Что же
тогда вообще благо в каждом случае? Может быть, то, ради чего все делается?
Для врачевания - это здоровье, для военачалия - победа, для строительства -
дом и т. д., а для всякого поступка (praxis) и сознательного выбора - это
цель, потому что именно ради нее все делают (prattoysi) все остальное.
Поэтому, если для всего, что делается (ta prakta), есть некая цель, она-то и
будет благом, осуществляемым в поступке (to prakton agathon), а если таких
целей несколько, то соответственно и благ несколько.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz