|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 6 |
А если и те [названные выше блага] относятся к [благам самим
по себе], тогда во всем этом понятие (logos) блага вообще (tagathon) должно
будет выявляться как тождественное, подобно тому как понятие белизны
тождественно для снега и белил. Между тем понятия почета, рассудительности и
удовольствия именно как благ различны и не совпадают друг с другом.
Следовательно, "благо" как нечто общее, объединенное одной идеей, не
существует.
В каком же тогда смысле говорят "блага"? Во всяком случае, не похоже,
чтобы [разные вещи] случайно назывались одинаково. Не в том ли дело, что все
блага из одного [источника] или служат чему-то одному? Или, скорее, [они
благами называются] по аналогии? Так, например, зрение в теле - как ум в
душе (или еще что-либо в чем-то другом).
Впрочем, сейчас эти [вопросы] все-таки следует оставить, потому что
уточнять их более свойственно другой [части] философии, так же как [все]
связанное с "идеей" в самом деле, даже если есть единое благо, которое
совместно сказывается [для разных вещей], или же некое отдельное само по
себе благо, ясно, что человек не мог бы ни осуществить его в поступке
(prakton), ни приобрести (kteton), а мы сейчас ищем именно такое.
Может показаться, что было бы лучше знать это [благо само по себе],
если иметь в виду те блага, которые можно приобретать и осуществлять: ведь
беря его за образец, мы лучше будем знать, что блага для нас, а зная это,
сумеем их добиться. Хотя этот довод (logos) и выглядит убедительным, он,
по-видимому, противоречит [опыту] наук. Все они стремятся к известному благу
и пытаются найти недостающее, однако не касаются познания [блага самого по
себе]. Впрочем, непонятно, как это ни один мастер не знает такого подспорья
и не пытается его найти. И в то же время невозможно представить себе, какая
польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое
благо [само по себе], или каким образом благодаря уразумению (tetheamenos)
этой идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник -
лучшим военачальником. Ведь очевидно, что врач рассматривает здоровье не
так, [т. е. не вообще], а с точки зрения здоровья человека и, скорее даже,
здоровья "вот этого" человека, ибо он врачует каждого в отдельности. Будем
считать, что об этом сказано.
5(VII). Вернемся теперь к искомому благу: ЧЕМ оно могло бы быть?
Кажется, что оно различно для различных действий и искусств: одно бдаго для
врачевания, другое - для военачалия и точно так же для остального. Что же
тогда вообще благо в каждом случае? Может быть, то, ради чего все делается?
Для врачевания - это здоровье, для военачалия - победа, для строительства -
дом и т. д., а для всякого поступка (praxis) и сознательного выбора - это
цель, потому что именно ради нее все делают (prattoysi) все остальное.
Поэтому, если для всего, что делается (ta prakta), есть некая цель, она-то и
будет благом, осуществляемым в поступке (to prakton agathon), а если таких
целей несколько, то соответственно и благ несколько.
|
|