|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 28 |
Больше всего надо во всем остерегаться удовольствия и того, что его
доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно. А значит,
именно то, что испытали к Елене старейшины [троянского] народа, и нам надо
испытать к удовольствию и при всех обстоятельствах повторять их речи, ибо
если мы сможем так, как они, отдалить от себя удовольствие, то меньше будем
совершать проступки.
Словом, так поступая, мы, чтобы сказать лишь самое главное, лучше всего
сумеем достичь середины. Это, вероятно, трудно, и особенно в каждом
отдельном случае, ибо не просто определить, как, из-за кого, из-за чего и
сколько времени следует, [например], гневаться. В самом деле, мы иногда
хвалим тех, в ком недостаточно гнева, и называем их ровными, а иногда тем,
кто зол, даем другое имя, [нарекая их] истинными мужами. Но осуждения
заслуживает не тот, кто немного отходит от совершенства, будь то в сторону
большего или меньшего, а тот, кто далеко отходит, ибо такое не остается
незамеченным. Не просто дать определение тому, до какого предела и до какой
степени [нарушение меры] заслуживает осуждения; так ведь обстоит дело со
всем, что относится к чувственно воспринимаемому, а все это - частные
случаи, и судят о них, руководствуясь чувством.
Итак, стало быть, ясно по крайней мере, что срединный склад во всех
случаях заслуживает похвалы и что следует отклоняться в одних случаях к
избытку, а в других - к недостатку, ибо так мы легче всего достигнем
середины и совершенства.
КНИГА ТРЕТЬЯ (Г)
1(I). Поскольку [нравственная] добродетель связана со страстями и
поступками, причем за произвольные страсти и поступки хвалят или осуждают, а
непроизвольным сочувствуют и иногда даже жалеют за них, то при внимательном
исследовании добродетели необходимо, вероятно, разграничить произвольное и
непроизвольное; это могут использовать и законодатели, [назначая] награды
(timai) и наказания.
Принято считать, что поступки, совершаемые подневольно (ta biai) или по
неведению (di' agnoian), непроизвольны, причем подневольным (biaion)
является тот поступок, источник (arkhe) которого находится вовне, а таков
поступок, в котором действующее или страдательное лицо не является
пособником, скажем если человека куда-либо доставит морской ветер или люди,
обладающие властью.
Спорным является вопрос о том, непроизвольны или произвольны поступки,
которые совершаются из страха перед достаточно тяжкими бедами или ради
чего-либо нравственно прекрасного, например если тиран прикажет совершить
какой-либо постыдный поступок, между тем как родители и дети человека
находятся в его власти; и если совершить этот поступок, то они будут
спасены, а если не совершить - погибнут. Нечто подобное происходит, когда во
время бури выбрасывают [имущество] за борт. Ведь просто так (haplos) по
своей воле никто не выбросит [имущество] за борт, но для спасения самого
себя и остальных так поступают все разумные люди.
|
|