|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 107 |
11. Поскольку бывают и такие люди, которым свойственно наслаждаться
телесными [благами] меньше, чем следует, причем не придерживаясь [верного]
суждения, то находящийся посредине между таким человеком и невоздержным -
воздержный, ибо если невоздержный не придерживается [верного] суждения из-за
некоего превышения (to mallon ti) [меры в удовольствиях], то второй - из-за
определенного занижения (to hetton ti); что же касается воздержного, то он
придерживается [верного] суждения и не изменяет [ему] ни по одной, ни по
другой причине.
Если же воздержность в самом деле есть нечто добропорядочное, то обе ее
противоположности должны быть дурными складами [души], как оно и видно; но
от того, что одна из противоположностей заметна только у немногих людей и в
редких случаях, кажется, будто благоразумие противостоит только
распущенности, так же как воздержность - только невоздержности.
Поскольку во многих случаях названия даются в силу сходства, то и тут
получилось, что по сходству благоразумному приписывают воздержность;
действительно, как воздержный, так и благоразумный способен не делать ничего
вопреки суждению ради телесных удовольствий, но первый имеет дурные
влечения, а второй нет, и он способен не испытывать удовольствия, если оно
противоречит суждению, а первый [в этом случае] способен их испытывать, но
не поддаваться.
Подобны друг другу и невоздержный с распущенным, хотя они и разны, ибо
телесных удовольствий ищут оба, но при этом один думает, что так и надо, а
другой так не думает.
(X). Невозможно одному и тому же человеку быть одновременно
рассудительным и невоздержным, ибо, как было показано, быть рассудительным -
значит быть добропорядочным по нраву. Кроме того, быть рассудительным - это
не только "знать", но и быть способным поступать [в соответствии со
знанием]. Между тем невоздержный так поступать не способен.
Ничто не мешает, однако, чтобы изобретательный был невоздержным; именно
поэтому создается впечатление, будто люди рассудительные, [а в
действительности только изобретательные], одновременно невоздержные. Это
связано с тем, что изобретательность отличается от рассудительности таким
образом, как было сказано в предыдущих рассуждениях, т. е. эти вещи близки в
том, что касается суждения (kata ton logon), и различны в том, что касается
сознательного выбора (kata ten proairesin).
Невоздержный не похож также на знающего и применяющего знание, а похож
он на спящего или пьяного. И хотя он [поступает] по своей воле (ибо в
каком-то смысле он знает, что и ради чего он делает), он не подлец, ведь
сознательно он избирает доброе, так что он полуподлец. И неправосудным он не
является, так как не злоумышляет; ведь один невоздержный не способен
придерживаться того, что решил, а другой из-за своей возбудимости вообще не
способен к принятию решений. И в самом деле, невоздержный похож на
государство, где голосуют за все, за что следует, и где есть добропорядочные
законы, но ничто из этого не применяется [на деле], как посмеялся
Анаксандрид:
И воля государства закон не беспокоит.
|
|