|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 156 |
Отдых, таким образом, - не цель, потому что он существует ради
деятельности.
Далее, считается, что счастливая жизнь - это жизнь по добродетели, а
такая жизнь сопряжена с добропорядочным усердием (spoyde) и состоит не в
развлечениях. И мы утверждаем, что усердие и добропорядочность (ta spoydaia)
лучше потех с развлечениями и что деятельность лучшей части души или лучшего
человека всегда более добропорядочная и усердная. А деятельность наилучшего
выше и тем самым более способна приносить счастье.
Первый попавшийся, в том числе раб, будет вкушать телесные
удовольствия, наверное, ничуть не хуже самого добродетельного. Но долю в
счастье никто не припишет рабу, если не припишет и участие в жизни. Ведь
счастье состоит не в таком времяпрепровождении, но в деятель-ностях
сообразно добродетели, как то и было сказано прежде.
7 (VII). Если же счастье - это деятельность, сообразная добродетели,
то, конечно, - наивысшей, а такова, видимо, добродетель наивысшей части
души. Будь то ум или что-то еще, что от природы, как считается, начальствует
и ведет и имеет понятие (ennoian ekhei) о прекрасных и божественных
[предметах], будучи то ли само божественным, то ли сймой божественной частью
в нас, - во всяком случае, деятельность этого по внутренне присущей ему
добродетели и будет совершенным, [полным и завершенным], счастьем.
Уже было сказано, что это - созерцательная (theoretike) деятельность,
что, вероятно, представляется согласованным с предыдущими рассуждениями и с
истиной. Действительно, эта деятельность является высшей, так как и ум -
высшее в нас, а из предметов познания высшие те, с которыми имеет дело ум.
Кроме того, она наиболее непрерывная, потому что непрерывно созерцать мы
скорее способны, чем непрерывно делать любое другое дело.
Мы думаем также, что к счастью должно быть примешано удовольствие, а
между тем из деятельностей, сообразных добродетели, та, что сообразна
мудрости, согласно признана доставляющей наибольшее удовольствие. Во всяком
случае, принято считать, что философия, [или любомудрие], заключает в себе
удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется,
обладающим знанием проводить время в [созерцании] доставляет больше
удовольствия, нежели тем, кто знания ищет. Да и так называемая
самодостаточность прежде всего связана с созерцательной деятельностью, ибо в
вещах, необходимых для существования, нуждается и мудрый, и правосудный, и
остальные, но если этим достаточно обеспечены, то правосудному нужны еще и
те, на кого обратятся и вместе с кем будут совершаться его правосудные дела
(подобным образом обстоит дело и с благоразумным, и с мужественным, и с
любым другим добродетельным человеком); мудрый же и сам по себе способен
заниматься созерцанием, причем тем более, чем он мудрее. Наверное, лучше
[ему] иметь сподвижников, но он все равно более всех самодостаточен.
|
|