Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 156


Отдых, таким образом, - не цель, потому что он существует ради
деятельности.
Далее, считается, что счастливая жизнь - это жизнь по добродетели, а
такая жизнь сопряжена с добропорядочным усердием (spoyde) и состоит не в
развлечениях. И мы утверждаем, что усердие и добропорядочность (ta spoydaia)
лучше потех с развлечениями и что деятельность лучшей части души или лучшего
человека всегда более добропорядочная и усердная. А деятельность наилучшего
выше и тем самым более способна приносить счастье.
Первый попавшийся, в том числе раб, будет вкушать телесные
удовольствия, наверное, ничуть не хуже самого добродетельного. Но долю в
счастье никто не припишет рабу, если не припишет и участие в жизни. Ведь
счастье состоит не в таком времяпрепровождении, но в деятель-ностях
сообразно добродетели, как то и было сказано прежде.

7 (VII). Если же счастье - это деятельность, сообразная добродетели,
то, конечно, - наивысшей, а такова, видимо, добродетель наивысшей части
души. Будь то ум или что-то еще, что от природы, как считается, начальствует
и ведет и имеет понятие (ennoian ekhei) о прекрасных и божественных
[предметах], будучи то ли само божественным, то ли сймой божественной частью
в нас, - во всяком случае, деятельность этого по внутренне присущей ему
добродетели и будет совершенным, [полным и завершенным], счастьем.
Уже было сказано, что это - созерцательная (theoretike) деятельность,
что, вероятно, представляется согласованным с предыдущими рассуждениями и с
истиной. Действительно, эта деятельность является высшей, так как и ум -
высшее в нас, а из предметов познания высшие те, с которыми имеет дело ум.
Кроме того, она наиболее непрерывная, потому что непрерывно созерцать мы
скорее способны, чем непрерывно делать любое другое дело.
Мы думаем также, что к счастью должно быть примешано удовольствие, а
между тем из деятельностей, сообразных добродетели, та, что сообразна
мудрости, согласно признана доставляющей наибольшее удовольствие. Во всяком
случае, принято считать, что философия, [или любомудрие], заключает в себе
удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется,
обладающим знанием проводить время в [созерцании] доставляет больше
удовольствия, нежели тем, кто знания ищет. Да и так называемая
самодостаточность прежде всего связана с созерцательной деятельностью, ибо в
вещах, необходимых для существования, нуждается и мудрый, и правосудный, и
остальные, но если этим достаточно обеспечены, то правосудному нужны еще и
те, на кого обратятся и вместе с кем будут совершаться его правосудные дела
(подобным образом обстоит дело и с благоразумным, и с мужественным, и с
любым другим добродетельным человеком); мудрый же и сам по себе способен
заниматься созерцанием, причем тем более, чем он мудрее. Наверное, лучше
[ему] иметь сподвижников, но он все равно более всех самодостаточен.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz