|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 188 |
А плохой [сын]
взбегает или не старается оказывать [отцу] поддержку; большинство ведь
желает получать благодеяния, а делать добро избегает, как невыгодного
[занятия].
Будем считать, что об этом сказано.
* КНИГА ДЕВЯТАЯ [1] *
1(I).
Во всех разнородных дружбах пропорциональность приравнивает и сохраняет
дружбу,.как то и было сказано; так, при государственной [дружбе] башмачник
за башмаки по [их] стоимости (kaf axian) получает вознаграждение, и ткач
тоже, и прочие[2]. В этом случае наготове общая мера -- монета, и с ней
поэтому все соотносится, ею и измеряется. Что же до любовной [дружбы], то
влюбленный иногда жалуется, что при избытке дружбы с его стороны он не
получает ответной дружбы, при этом он, может статься, не обладает ничем, что
служит предметом дружеской приязни; возлюбленный же часто жалуется, что
влюбленный прежде сулил все, а теперь ничего не исполняет. Такое случается
всякий раз, когда влюбленный дружит с возлюбленным из-за удовольствия, а
возлюбленный с влюбленным -- из-за пользы, но у обоих нет того, [чего они
ждут друг от друга]. Именно при дружбе ради этих [целей] ее расторжение
происходит всякий раз, когда не получают того, ради чего дружили, ибо в этом
случае любят не самих друзей, а то, что у них имеется, это, между тем,
непостоянно, а потому таковы и дружбы. Но [дружба] нравов, существующая сама
но себе, постоянна, как и было сказано[3].
Разногласия возникают и тогда, когда получают другое, т. е. не то, к
чему стремились, ибо не получать того, к чему тянет, все равно что ничего не
получать; так, например, [в случае] с кифаредом, которому [царь] посулил тем
большую плату, чем лучше он будет петь, но наутро на его требование
обещанного сказал, что за удовольствие ему уже было отплачено
удовольствием[4]. Если бы, действительно, каждый из них желал того, [что
получил, то каждый] получил бы достаточно, но если один желал веселья, а
другой -- заработка и одни имеет, что желал, а другой нет, при таких
взаимоотношениях не будет, пожалуй, ничего хорошего, потому что человек
обращается за тем, в чем нуждается, и, во всяком случае, ради этого он
отдаст, что имеет.
Но кому же из двух установить стоимость: тому ли, кто первым расточает,
или тому, кто первым взял? Ведь тот, кто дает первым, [оценивать свое
даяние,] похоже, предоставляет другому. Говорят, это делал Протагор, ибо
всякий раз, как он обучил чему бы то ни было, он приказывал ученику оценить,
сколько, по его мнению, стоят [полученные] знания, и столько брал[5]. В
подобных случаях некоторые довольствуются [правилом] "плати, сколько
спросят" [6]; а на тех, кто, взяв сначала деньги, потом ничего из того, о
чем говорили, не делают, потому что их обещания были чрезмерны, -- на тех,
разумеется, жалуются, ибо они не исполняют того, о чем было соглашение.
Софисты, вероятно, были вынуждены делать это, [т.
|
|