|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 80 |
Следовательно, [такой человек] поступает неправосудно. Но с кем? Может быть,
с государством, а не с самим собой? В самом деле, он страдает по своей воле,
а никто не терпит неправосудие по своей воле. Вот почему государство даже
налагает взыскание на самоубийцу и своего рода бесчестие преследует его как
человека, который неправосудно поступил по отношению к государству.
Далее, в той мере, в какой поступающий неправосудно лишь неправосуден и
не дурен в целом, ему невозможно поступать неправосудно с самим собой (это
иной довод по сравнению с предыдущим; действительно, неправосудный в
каком-то определенном отношении подл в таком же частном смысле, как, скажем,
трус, а не как обладатель [всей] подлости целиком, а значит, и поступает
неправосудно он не в меру такой [подлости]). В самом деле, иначе одного и
того же [человека - самого себя] - можно было бы одновременно и обделить и
наделить одним и тем же, а это невозможно; напротив, правосудие и
неправосудие необходимо существуют между [двумя или] несколькими [лицами].
Кроме того, [неправосудный поступок] предполагает произвольность,
сознательный выбор и первый шаг, так как не считается, что неправосудно
поступают, делая в ответ то же самое, из-за чего пострадали, между тем как
тот, кто [поступает неправосудно] с самим собой, одновременно [одно и то же]
испытывает и делает.
Кроме того, [наконец], получится, что, [поступая с собой неправосудно,
человек] терпит неправосудие по своей воле.
И в конце концов, никто не поступает неправосудно без того, чтобы
совершить частное неправосудное дело, но никто не может блудить со своей
[женой), вломиться в собственный дом, украсть свое [имущество].
В целом [вопрос о] неправосудном поступке по отношению к самому себе
разрешается благодаря определению, [которое мы дали понятию] "по своей воле
терпеть неправосудие".
Очевидно, что и то и другое дурно - и терпеть неправосудие, и поступать
неправосудно, ведь одно означает иметь меньше, а другое - [иметь] {больше
середины...}, она же подобна здоровью во врачебном [искусстве], закалке - в
гимнастическом.
Поступать неправосудно, однако, хуже, ибо если такие поступки достойны
осуждения и причастны порочности,- причем либо полной и безусловной
порочности, либо близкой к тому (ведь не все, что произвольно [и
неправосудно), сопряжено с неправосудностью [как складом]), - то "терпеть
неправосудие" не причастно к порочности и неправосудности.
Итак, само по себе терпеть неправосудие менее дурно, но при [известном]
стечении обстоятельств ничто не мешает этому быть большим злом. Впрочем,
искусству [или науке] до этого нет дела. Так, воспаление легких [врачевание]
называет болезнью более [опасной], чем ушиб, и все-таки при стечении
обстоятельств последний может оказаться иной раз [опаснее], если случится
так, что [человек], упавший от удара и получивший ушиб, захвачен врагами или
погиб.
В переносном смысле, или пользуясь сравнением, [можно сказать], что
право может существовать не в отношении к самому себе, но в отношениях
частей [души], причем не всякое право, а "господское" и "семейное".
|
|