|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 108 |
Что же касается подлеца, то он похож на государство, которое применяет
законы, но подлые.
Невоздержность и воздержность возможны в том, что превышает меру
применительно к складу большинства людей, ибо воздержный держится больше, а
невоздержный меньше, чем способно подавляющее большинство.
Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны
возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,
но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,
нежели невоздержных по природе, потому что привычку проще переменить, чем
природу. В самом деле, даже привычку трудно переменять именно в той мере, в
какой она походит на природу, как говорит Эвен:
Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,
Если за долгое время оно совершенства достигнет.
Итак, сказано, что такое воздержность, что - невоздержность, что такое
выдержанность и что - изнеженность и как эти склады относятся друг к другу.
12 (XI). Понять удовольствие и страдание - задача для философствующего
о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая
на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в
безотносительном смысле.
Кроме того, внимательно рассмотреть это - одна из необходимых [задач].
Ранее мы поставили нравственную добродетель в связь с удовольствием и
страданием, а о счастье почти все говорят, что оно сопряжено с
удовольствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание получил от кхайро
(радуюсь, наслаждаюсь).
Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не является благом ни
само по себе, ни случайным образом, так как благо и удовольствие - вещи не
тождественные. Другие считают, что некоторые удовольствия благие, но что
большинство - дурные. Есть еще и третье из [мнений]: даже если все
удовольствия представляют собою благо, все-таки невозможно, чтобы высшее
благо было удовольствием.
Итак, [мнение], что удовольствие в целом не есть благо, основано на
том, что всякое удовольствие - это чувственно воспринимаемое становление,
[восполняющее] естество (genesis eis physin aisthete), а между тем никакое
становление не бывает родственно целям, как, скажем, никакое строительство
дома не родственно [готовому] дому. Кроме того, благоразумный избегает
удовольствий; и еще: рассудительный ищет свободы от страдания, а не того,
что доставляет удовольствие; и еще к этому: удовольствия - это препятствия
для рассудительности (to phronein), причем препятствие тем большее, чем
больше сами удовольствия, как, например, удовольствие от любовных утех,
ведь, предаваясь им, никто, пожалуй, не способен что-нибудь понять умом.
Кроме того, не существует никакого искусства удовольствия, в то время как
всякое благо - дело искусства. И наконец, удовольствий ищут дети и звери.
[Мнение], что не все удовольствия добропорядочные, основано на том, что
бывают удовольствия постыдные и порицаемые и к тому же вредоносные, так как
среди удовольствий бывают и нездоровые.
|
|