Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 108



Что же касается подлеца, то он похож на государство, которое применяет
законы, но подлые.
Невоздержность и воздержность возможны в том, что превышает меру
применительно к складу большинства людей, ибо воздержный держится больше, а
невоздержный меньше, чем способно подавляющее большинство.
Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны
возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,
но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,
нежели невоздержных по природе, потому что привычку проще переменить, чем
природу. В самом деле, даже привычку трудно переменять именно в той мере, в
какой она походит на природу, как говорит Эвен:

Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,
Если за долгое время оно совершенства достигнет.

Итак, сказано, что такое воздержность, что - невоздержность, что такое
выдержанность и что - изнеженность и как эти склады относятся друг к другу.

12 (XI). Понять удовольствие и страдание - задача для философствующего
о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая
на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в
безотносительном смысле.
Кроме того, внимательно рассмотреть это - одна из необходимых [задач].
Ранее мы поставили нравственную добродетель в связь с удовольствием и
страданием, а о счастье почти все говорят, что оно сопряжено с
удовольствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание получил от кхайро
(радуюсь, наслаждаюсь).
Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не является благом ни
само по себе, ни случайным образом, так как благо и удовольствие - вещи не
тождественные. Другие считают, что некоторые удовольствия благие, но что
большинство - дурные. Есть еще и третье из [мнений]: даже если все
удовольствия представляют собою благо, все-таки невозможно, чтобы высшее
благо было удовольствием.
Итак, [мнение], что удовольствие в целом не есть благо, основано на
том, что всякое удовольствие - это чувственно воспринимаемое становление,
[восполняющее] естество (genesis eis physin aisthete), а между тем никакое
становление не бывает родственно целям, как, скажем, никакое строительство
дома не родственно [готовому] дому. Кроме того, благоразумный избегает
удовольствий; и еще: рассудительный ищет свободы от страдания, а не того,
что доставляет удовольствие; и еще к этому: удовольствия - это препятствия
для рассудительности (to phronein), причем препятствие тем большее, чем
больше сами удовольствия, как, например, удовольствие от любовных утех,
ведь, предаваясь им, никто, пожалуй, не способен что-нибудь понять умом.
Кроме того, не существует никакого искусства удовольствия, в то время как
всякое благо - дело искусства. И наконец, удовольствий ищут дети и звери.
[Мнение], что не все удовольствия добропорядочные, основано на том, что
бывают удовольствия постыдные и порицаемые и к тому же вредоносные, так как
среди удовольствий бывают и нездоровые.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz