|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 47 |
А
таков щедрый. Пользование - это, по-видимому, трата и даяние имущества, а
приобретение и сбережение - это, скорее, владение, [а не пользование].
Поэтому щедрому более свойственно давать тому, кому следует, нежели получать
от того, от кого следует, и не получать, от кого не следует. В самом деле,
свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро (еу poiein),
а не принимать его (еу paskhein), и в том, чтобы совершать прекрасные
поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных. Между тем
совершенно ясно, что даяние предполагает добрые дела и прекрасные поступки,
а приобретение - принятие добра, если уж не совершение постыдных поступков,
и, наконец, благодарность причитается тому, кто дает, а не тому, кто не
берет. Да и похвалу, скорее, заслуживает первый. Легче ведь не брать, чем
давать, ибо расточать свое [добро] люди еще менее склонны, чем не брать,
пусть даже больше, чужого. И вот щедрыми именуются дающие, а тех, кто не
берет, не хвалят за щедрость, но хвалят все же за правосудность; берущие же
вовсе хвалы не заслуживают. Среди тех, с кем дружат из-за их добродетели,
пожалуй, больше всего дружат со щедрыми, ведь они помощники, так как помощь
состоит в даянии.
2. Поступки, сообразные добродетели, прекрасны и совершаются во имя
прекрасного (toy kaloy heneka). Следовательно, и щедрый будет давать во имя
прекрасного и правильно: кому следует, сколько и когда следует, и так далее
во всем, что предполагается правильным даянием, а кроме того, это доставляет
ему удовольствие и не приносит страдания, ибо согласное с добродетелью или
доставляет удовольствие, или не причиняет страданий (менее всего это
заставляет страдать).
А кто дает, кому не следует и не во имя прекрасного, но по некоей
другой причине, будет именоваться не щедрым, а как-то иначе. Не заслуживает
этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы
имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо.
Щедрый не станет и брать, откуда не следует, ибо такое приобретение
чуждо человеку, который не ценит имущество. Видимо, он не станет и
просителем, ибо делающему добро не свойственно с легкостью принимать
благодеяния. Но откуда следует, он будет брать, например из собственных
владений, не потому, что это прекрасно, а потому, что необходимо, чтобы
иметь, что давать другим. Он не будет невнимателен к собственным
[владениям], раз уж намерен с их помощью удовлетворять чьи-либо [нужды], и
не станет давать кому попало, чтобы иметь, что дать тем, кому следует, в
нужное время и ради прекрасной цели.
Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе
самому он оставляет меньше, [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя
в расчет - свойство щедрого человека.
О щедрости говорят, учитывая состояние, ибо на щедрость указывает не
количество отдаваемого, а [душевный] склад даятеля, а уже он соразмеряется с
состоянием.
|
|