Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 196



Вот на такое и походят [чувства] благодетелей, ведь полученное другим
благодеяние и есть их творение, а его любят больше, чем творение своего
создателя. Причина в том, что для всех бытие (to einai) -- это предмет
избрания и приязни (haireton kai phileton), а бытию мы причастны (esmen) в
деятельности (т. е. живя и совершая поступки), и с точки зрения деятельности
(energeiai) создатель -- это в известном смысле его творение (ergon), так
что [творцы] любят свое творение по той же причине, что и свое бытие. И это
естественно, ибо что человек есть в возможности (dynainei), его творение
являет в действительности (energeiai).

Вместе с тем если для благодетеля связанное с его поступком прекрасно и
поэтому радует его в том, в ком [сказывается], то для того, кому оказано
благодеяние, в оказавшем его нет ничего прекрасного, разве только полезное,
а в этом меньше удовольствия и основания для дружеской приязни.

Удовольствие доставляют: деятельность в настоящем, надежда на будущее и
память о прошлом; самое большое удовольствие доставляет то, что связано с
деятельностью, и соответственно это вызывает чувство дружбы. И вот, если для
создателя [его] творение остается неизменным (ибо прекрасное живет долго),
то польза для получателя скоропреходяща. К тому же память о прекрасных делах
доставляет удовольствие, а память о полученной пользе либо совсем нет, либо
меньше. В случае предвосхищения [пользы] имеет место, видимо, обратное[32].

Далее, если чувство дружеской привязанности (philesis) похоже на
делапие (poiesis), то когда [к тебе] питают дружбу (to phileisthai) -- [это
похоже] на страдательность (to paskhein) [33]. Следовательно, те, у кого
превосходство с точки зрения действия, будут "питать дружбу" и "проявлять
дружбу".

Наконец, все больше дорожат доставшимся с трудом (например, тем, кто
нажил деньги, они дороже, чем тем, кто их унаследовал), и считается, что
получать благодеяния не требует усилий, между тем как делать добро
многотрудно. Не случайно матери и любят детей сильнее, [чем отцы], ведь
рождение ребенка требует от них больших усилий и они лучше [отцов] знают,
что это их собственное [создание]. Такое, пожалуй, свойственно и
благодетелям.



8 (VIII).


Сложен и такой вопрос: к кому нужно питать дружбу в первую очередь -- к
самому себе или к кому-нибудь другому? В самом деле, тем, кто в высшей
степени себя любит, ставят это в вину и в посрамление зовут их себялюбами
(philaytoi) [34], и считается, что дурной человек все делает ради самого
себя, причем тем больше, чем он хуже (так что жалуются на него за то,
скажем, что он все делает только для себя, а не для другого), добрый же
[совершает поступки] во имя прекрасного и тем больше, чем он лучше, причем
ради друга, а своим пренебрегает.

Что происходит на деле, не согласуется с этими рассуждениями, и это
вполне понятно. Действительно, говорят[35], что в первую очередь следует
питать дружбу к тому, кто является другом в первую очередь, а друг в первую
очередь -- тот, кто, желая кому-то собственно благ, желает их ради самого
того человека, даже если никто об этом не узнает.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz