Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 113


Соответственно в молодости благодаря росту чувствуют себя как
опьяненные вином, и молодость доставляет удовольствие. А возбудимые от
естества всегда нуждаются в лечении, ведь из-за [особого] состава [естества]
тело у них постоянно пребывает уязвленным и они всегда охвачены сильным
стремлением. Удовольствие же изгоняет страдание, противоположно ли оно как
раз данному страданию, или это первое подавшееся удовольствие, будь оно
только [достаточно] сильным. Вот почему становятся распущенными и дурными.
А в удовольствиях, которые не сопряжены со страданием, не бывает
избытка, ибо все они относятся к естественным удовольствиям и не обусловлены
случайными обстоятельствами. Под удовольствиями по случайности я имею в виду
те, что исцеляют. Действительно, исцеление, кажется, потому доставляет
удовольствие, что оно происходит, когда в нас часть, оставшаяся здоровой,
производит известные действия, а естественное удовольствие - это то, что
заставляет действовать так, как свойственно данному естеству.
Одно и то же не доставляет удовольствия постоянно, ибо естество наше не
просто (me haple), а присутствует в нас и нечто другое. В силу этого мы
бренны (phthartoi). Так что, когда одна из [частей в нас] делает что-либо,
для другого [нашего] естества это противоестественно, а когда достигается
равновесие, кажется, будто действие не доставляет ни страдания, ни
удовольствия. Если естество просто, наивысшее удовольствие всегда доставит
одно и то же действие. Поэтому бог всегда наслаждается одним и простым
удовольствием, ведь не только для изменчивого возможна деятельность, но и
для неизменности, а удовольствие в спокойствии возможно скорее, чем в
движении. Однако "перемена всего слаще" (как говорит поэт), в силу известной
"подлости" [естества], ведь подобно тому, как подлый человек склонен к
перемене, так и естество, нуждающееся в перемене, - [подлое], ибо оно и не
простое, и не доброе.
Итак, сказано о воздержности и невоздержности, об удовольствии и
страдании: что они собою представляют по отдельности и в каком смысле часть
из них относится к благу, [или добродетели], а часть - ко злу, [или пороку];
еще нам осталось сказать о дружественности [и дружбе].



КНИГА ВОСЬМАЯ (О)



1(I). Вслед за этим, видимо, идет разбор дружественности (philia), ведь
это разновидность добродетели, или, [во всяком случае, нечто] причастное
добродетели (met' aretes), а кроме того, это самое необходимое для жизни.
Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на
все прочие блага. В самом деле, даже у богачей и у тех, кто имеет должности
начальников и власть государя, чрезвычайно велика потребность в друзьях.
Какая же польза от такого благосостояния (eyeteria), если отнята возможность
благодетельствовать (eyergesia), а благодеяние оказывают преимущественно
друзьям, и это особенно похвально? А как сберечь и сохранять [свое
благосостояние] без друзей, ибо, чем оно больше, тем и ненадежней? Да и в
бедности и в прочих несчастьях только друзья кажутся прибежищем.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz