Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 87

Вот почему некоторые, не
будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше
иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если,
зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не
знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется
[здоровья] тот, кто знает, что постное и полезное для здоровья [мясо] птиц.
Итак, рассудительность направлена на поступки, следовательно, [чтобы
быть рассудительным], нужно обладать [знанием) и того и другого [- и
частного, и общего] или даже в большей степени [знанием частных вопросов].
Однако и в этом случае имеется своего рода управляющее, (arkhitektomke)
[знание, или искусство, т. е. политика]. И государственное [искусство], и
рассудительность - это один и тот же склад, хотя эти понятия и не
тождественны.
(VIII). Рассудительность в делах государства (politike phronesis)
[бывает двух видов]: одна как управляющая представляет собою законодательную
[науку], другая как имеющая дело с частными [вопросами] носит общее название
государственной науки, причем она предполагает поступки и принимание
решений, ибо что решено голосованием [народного собрания] как последняя
данность (to eskhaton) осуществляется в поступках. Поэтому только об этих
людях говорят, что они занимаются государственными делами, так как они
действуют подобно ремесленникам.
Вместо с тем, согласно общему мнению, рассудительностью по преимуществу
является та, что связана с самим человеком, причем с одним; она тоже носит
общее имя "рассудительность". А из тех [рассудительностей, что направлены не
на самого ее обладателя,] одна хозяйственная, другая законодательная, третья
государственная, причем последняя подразделяется на рассудительность в
принимании решений и в судопроизводстве.

9. Итак, знание {блага] для себя будет одним из видов познания, но он
весьма отличается от прочих. И согласно общему мнению, рассудителен знаток
собственного блага, который им и занимается; что же до государственных
мужей, то они лезут в чужие дела. Потому Еврипид и говорит:

Я рассудительный? да я бы мог без суеты
И вместе с многими причисленный к полку
И долю равную иметь.
Но те, кто лучше, дело есть кому везде...

Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены, что это и надо
делать. Исходя из такого мнения, и пришли [к убеждению], что эти, [занятые
своим благом люди], рассудительные, хотя собственное благо, вероятно, не
может существовать независимо от хозяйства и устройства государства. Более
того, неясно и подлежит рассмотрению, как нужно вести свое собственное
хозяйство.
Сказанное подтверждается также и тем, что молодые люди становятся
геометрами и математиками и мудрыми в подобных предметах, но, по всей
видимости, не бывают рассудительными. Причина этому в том, что
рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на
опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий
срок.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz