|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 87 |
Вот почему некоторые, не
будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше
иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если,
зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не
знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется
[здоровья] тот, кто знает, что постное и полезное для здоровья [мясо] птиц.
Итак, рассудительность направлена на поступки, следовательно, [чтобы
быть рассудительным], нужно обладать [знанием) и того и другого [- и
частного, и общего] или даже в большей степени [знанием частных вопросов].
Однако и в этом случае имеется своего рода управляющее, (arkhitektomke)
[знание, или искусство, т. е. политика]. И государственное [искусство], и
рассудительность - это один и тот же склад, хотя эти понятия и не
тождественны.
(VIII). Рассудительность в делах государства (politike phronesis)
[бывает двух видов]: одна как управляющая представляет собою законодательную
[науку], другая как имеющая дело с частными [вопросами] носит общее название
государственной науки, причем она предполагает поступки и принимание
решений, ибо что решено голосованием [народного собрания] как последняя
данность (to eskhaton) осуществляется в поступках. Поэтому только об этих
людях говорят, что они занимаются государственными делами, так как они
действуют подобно ремесленникам.
Вместо с тем, согласно общему мнению, рассудительностью по преимуществу
является та, что связана с самим человеком, причем с одним; она тоже носит
общее имя "рассудительность". А из тех [рассудительностей, что направлены не
на самого ее обладателя,] одна хозяйственная, другая законодательная, третья
государственная, причем последняя подразделяется на рассудительность в
принимании решений и в судопроизводстве.
9. Итак, знание {блага] для себя будет одним из видов познания, но он
весьма отличается от прочих. И согласно общему мнению, рассудителен знаток
собственного блага, который им и занимается; что же до государственных
мужей, то они лезут в чужие дела. Потому Еврипид и говорит:
Я рассудительный? да я бы мог без суеты
И вместе с многими причисленный к полку
И долю равную иметь.
Но те, кто лучше, дело есть кому везде...
Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены, что это и надо
делать. Исходя из такого мнения, и пришли [к убеждению], что эти, [занятые
своим благом люди], рассудительные, хотя собственное благо, вероятно, не
может существовать независимо от хозяйства и устройства государства. Более
того, неясно и подлежит рассмотрению, как нужно вести свое собственное
хозяйство.
Сказанное подтверждается также и тем, что молодые люди становятся
геометрами и математиками и мудрыми в подобных предметах, но, по всей
видимости, не бывают рассудительными. Причина этому в том, что
рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на
опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий
срок.
|
|