|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 4 |
Существует ведь три
основных [образа жизни]: во-первых, только что упомянутый, во-вторых,
государственный и, в-третьих, созерцательный.
И вот большинство, сознательно избирая скотский образ жизни, полностью
обнаруживают свою низменность, однако находят оправдание в том, что страсти
многих могущественных людей похожи на страсти Сарданапалла.
Люди достойные и деятельные (praktikoi) [понимают под благом и
счастьем] почет, а цель государственного образа жизни почти это и есть. Но и
такое кажется слишком поверхностным в сравнении с искомым [благом].
Действительно, считается, что почет больше зависит от тех, кто его
оказывает, нежели от того, кому его оказывают, а в благе мы угадываем нечто
внутренне присущее и неотчуждаемое. Кроме того, к почету стремятся,
наверное, для того, чтобы удостовериться в собственной добродетели. Поэтому
добиваются почета у людей рассудительных и знакомых и [притом почета] за
добродетель. Ясно, стало быть, что по крайней мере для таких добродетель
лучше почета. Вероятно, ее даже скорее можно представить себе целью
государственного образа жизни. Но оказывается, и она не вполне совпадает с
этой целью. В самом деле, обладать добродетелью можно, как кажется, и во
время сна или всю жизнь бездействуя, а, кроме того, обладая ею, можно
пережить беды и величайшие несчастья. Но того, кто так живет, пожалуй, не
назовешь счастливцем, разве только отстаивая положение [своего учения]. Но
довольно об этом. Об этом ведь достаточно было сказано в сочинениях для
широкого круга.
Третий образ жизни - созерцательный. Мы рассмотрим его впоследствии.
[Жизнь] стяжателя как бы подневольная, и богатство - это, конечно, не
искомое благо, ибо оно полезно, т. е. существует ради чего-то другого.
Потому-то названные ранее [удовольствие и почет] скорее можно представить
себе целями, ибо они желанны сами по себе. Но оказывается, и они не цели,
хотя в пользу того, [что они цели], приведено много доводов. Итак, оставим
это.
4 (VI). Лучше все-таки рассмотреть [благо] как общее [понятие] (to
kalholoy) и задаться вопросом, в каком смысле о нем говорят, хотя именно
такое изыскание вызывает неловкость, потому что идеи (ta eide) ввели близкие
[нам] люди (philoi andrcs). И все-таки, наверное, лучше - во всяком случае,
это [наш] долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и
близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг
благочестия - истину чтить выше.
Основатели этого учения (doxa) не создали идей (ideai), внутри которых
определялось бы первичное и вторичное; именно поэтому не создали они идею
чисел. Что же касается блага, то оно определяется [в категориях] сути,
качества и отношения, а между тем [существующее] само по себе (to kath'
hayto), т. е. сущность (oysia), по природе первичнее отношения - последнее
походит на отросток, на вторичное свойство сущего (toy ontos), а значит,
общая идея для [всего] этого невозможна.
|
|