Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 4

Существует ведь три
основных [образа жизни]: во-первых, только что упомянутый, во-вторых,
государственный и, в-третьих, созерцательный.
И вот большинство, сознательно избирая скотский образ жизни, полностью
обнаруживают свою низменность, однако находят оправдание в том, что страсти
многих могущественных людей похожи на страсти Сарданапалла.
Люди достойные и деятельные (praktikoi) [понимают под благом и
счастьем] почет, а цель государственного образа жизни почти это и есть. Но и
такое кажется слишком поверхностным в сравнении с искомым [благом].
Действительно, считается, что почет больше зависит от тех, кто его
оказывает, нежели от того, кому его оказывают, а в благе мы угадываем нечто
внутренне присущее и неотчуждаемое. Кроме того, к почету стремятся,
наверное, для того, чтобы удостовериться в собственной добродетели. Поэтому
добиваются почета у людей рассудительных и знакомых и [притом почета] за
добродетель. Ясно, стало быть, что по крайней мере для таких добродетель
лучше почета. Вероятно, ее даже скорее можно представить себе целью
государственного образа жизни. Но оказывается, и она не вполне совпадает с
этой целью. В самом деле, обладать добродетелью можно, как кажется, и во
время сна или всю жизнь бездействуя, а, кроме того, обладая ею, можно
пережить беды и величайшие несчастья. Но того, кто так живет, пожалуй, не
назовешь счастливцем, разве только отстаивая положение [своего учения]. Но
довольно об этом. Об этом ведь достаточно было сказано в сочинениях для
широкого круга.
Третий образ жизни - созерцательный. Мы рассмотрим его впоследствии.
[Жизнь] стяжателя как бы подневольная, и богатство - это, конечно, не
искомое благо, ибо оно полезно, т. е. существует ради чего-то другого.
Потому-то названные ранее [удовольствие и почет] скорее можно представить
себе целями, ибо они желанны сами по себе. Но оказывается, и они не цели,
хотя в пользу того, [что они цели], приведено много доводов. Итак, оставим
это.

4 (VI). Лучше все-таки рассмотреть [благо] как общее [понятие] (to
kalholoy) и задаться вопросом, в каком смысле о нем говорят, хотя именно
такое изыскание вызывает неловкость, потому что идеи (ta eide) ввели близкие
[нам] люди (philoi andrcs). И все-таки, наверное, лучше - во всяком случае,
это [наш] долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и
близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг
благочестия - истину чтить выше.
Основатели этого учения (doxa) не создали идей (ideai), внутри которых
определялось бы первичное и вторичное; именно поэтому не создали они идею
чисел. Что же касается блага, то оно определяется [в категориях] сути,
качества и отношения, а между тем [существующее] само по себе (to kath'
hayto), т. е. сущность (oysia), по природе первичнее отношения - последнее
походит на отросток, на вторичное свойство сущего (toy ontos), а значит,
общая идея для [всего] этого невозможна.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz