Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 64


Закон, стало быть, предписывает как дела мужественного (например, не
оставлять строя, не обращаться в бегство и не бросать оружия), так и
благоразумного (например, не блудить, не насильничать), а также ровного
(например, не бить и не бранить); соответственно и с другими добродетелями и
пороками: в одном он наставляет, а другое воспрещает, причем если правильно
составлен, то правильно, и хуже, если составлен небрежно.
Итак, правосудность сия есть полная добродетель, [взятая], однако, не
безотносительно, но в отношении к другому [лицу]. Поэтому правосудность
часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем "свету
вечерней и утренней звезды". И даже пословица говорит:

Всю добродетель в себе правосудность соединяет!

И эта добродетель есть в первую очередь полная добродетель, так как
обращение с нею - [это проявление] полной добродетели, а полнота здесь от
того, что, обладая этой добродетелью, можно обращать ее на другого, а не
только на себя самого. А ведь многие способны обращать добродетель на свои
собственные [дела], но на отношения с другим не способны. Потому-то метким
слывет изречение Бианта: "Мужчину чин покажет", ибо как начальник [он
проявляет себя] в отношении к другому и во взаимоотношениях в государстве.
На том же [основании] правосудность единственную из добродетелей почитают
"чужим благом" затем, что она существует в отношении к другому.
Действительно, [правосудный] приносит пользу другому, будь то начальник или
[один] из сограждан (kosnonos).
Самый порочный человек, конечно, тот, чей порок обращается на него
самого и близких, однако самый добродетельный не тот, чья добродетель
обращается на него самого, а тот, чья - на другого, ибо это трудное дело.
Потому данная правосудность не часть добродетели, а добродетель в
целом, а противоположное не часть порочности, но порочность в целом. В чем
же разница между добродетелью и данной правосудностью, ясно из сказанного
выше, ибо, с одной стороны, они тождественны, а с другой - это разные
понятия, а именно: поскольку речь идет об отношении к другому, постольку
[перед нами] правосудность, а поскольку о соответствующем [душевном] складе,
взятом безусловно, постольку о добродетели.

4(II). Но мы все-таки исследуем правосудность как часть добродетели,
ибо есть и такая, как мы утверждаем. То же самое справедливо и для
неправосудности как части [порочности]. Что такая существует, доказывает
[следующее]: тот, чьи действия соответствуют иным порокам, конечно,
поступает неправосудно, однако он ни в чем не своекорыстен (скажем, бросив
по трусости щит, или обругав по злобе, или не пособив по скупости деньгами).
Когда же человек ведет себя своекорыстно, [его поступки] часто ни одному из
[пороков] не соответствуют, ни тем более всем [порокам], и все же их
отличает какая-то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и
неправосудность.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz