Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 136

И порочные ищут, с кем вместе
провести время, избегая при этом самих себя. Дело в том, что наедине с собою
они вспоминают много отвратительного [в прошлом] и [в будущем] ожидают
другое [такое же], но с другими людьми они забываются. Не имея в себе
ничего, вызывающего дружбу (oyden phileton), они не испытывают к себе ни
одного из дружеских чувств (oyden philikon). Наконец, такие люди не делят с
самими собою ни радости, ни горя, потому что в их душе разлад, т. е. при
воздержании от чего-либо одна часть души из-за порочности чувствует
огорчение, а другая получает удовольствие, и одна тянет в одну, другая в
другую сторону, словно хотят разорвать [на части]. И поскольку невозможно
испытывать страдание и удовольствие одновременно, то вскоре после
[удовольствия человек] все-таки страдает от того, что получил удовольствие,
и хотел бы, чтобы этого удовольствия у него не было: в самом деле, дурные
люди полны раскаянья.
Таким образом, оказывается, что дурной человек не настроен дружески
даже к самому себе, потому что в нем нет ничего, что вызывало бы дружбу
(phileton). А коль скоро такое состояние слишком злосчастно, то и нужно изо
всех сил избегать порочности (mokhteria) и стараться быть добрым. В самом
деле, тогда и к себе можно относиться дружески, и стать другом для иного
человека.

5(V). Расположение (eynoia) похоже на дружеское отношение (to
philikon), но это тем не менее не дружба, потому что расположение может быть
обращено к незнакомым и быть тайным, а в дружбе это невозможно. Прежде это
было сказано.
Но расположение - это и не дружеское чувство, потому что в нем нет ни
напряжения, ни стремления, а они сопутствуют чувству дружеской
привязанности. Кроме того, чувство дружеской привязанности обусловлено
[длительной] взаимной близостью, (meta synetheias), а расположение может
возникнуть внезапно, как, например, к участникам состязаний: люди становятся
расположены к ним и желают им [победы], однако ни в чем не станут им
содействовать, ибо, как мы уже сказали, расположение возникает внезапно и
приязнь тут испытывают (stergoysi) поверхностно.
Таким образом, расположение напоминает начало дружбы, так же как
удовольствие от лицезрения другого походит на начало влюбленности, потому
что никто не влюбляется, не испытав прежде удовольствия от облика другого
человека; но кто наслаждается видом человека, еще отнюдь не влюблен;
[влюблен] он тогда, когда в отсутствие [другого] тоскует и жаждет
(epithymei) его присутствия. А значит, нельзя быть друзьями, не став
расположенными друг к другу, но те, кто расположены, еще отнюдь не "дружат".
Дело в том, что при расположении только желают собственно благ тем, к кому
расположены, но ни в чем не станут им содействовать и утруждать себя ради
них. Потому-то в переносном смысле можно было бы назвать это "праздной
дружбой", однако по прошествии долгого времени и по достижении взаимной
близости рождается [собственно] дружба, причем дружба не из соображений
пользы и не из соображений удовольствия, так как не в этих случаях возникает
расположение.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz