Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 72

Итак, неправосудное
дело (to adikema) [имеет две стороны]: [иметь] "меньше" означает терпеть
неправосудие, [иметь] "больше" - неправосудно поступать.
На этом сочтем завершенным разговор о правосудности и неправосудности,
о том, какова их природа, а соответственно и об общих [понятиях]
правосудного и неправосудного.

10(VI). Поскольку можно, поступая неправосудно, не быть еще
неправосудным [человеком, спрашивается]: в каком неправосудном деле,
поступая неправосудно, человек тем самым является неправосудным с точки
зрения [той или иной] частной неправосудности, скажем является вором, или
блудником, или разбойником? Или же так различие обнаружено не будет?
Пусть даже человек сошелся с [замужней] женщиной, зная, кто она, однако
источник [поступка] - не сознательный выбор, а страсть. И вот, поступая
неправосудно, [человек все-таки] не является неправосудным [по устоям],
например не вор, хотя украл, и не блудник, хотя блудил; соответственно и в
других случаях.
Выше было сказано, как связаны расплата и право. Нужно между тем
помнить, что исследуется вообще право и государственное право. Последнее
имеет место для участвующих в общей жизни ради самодостаточного бытия [в
государстве], причем для [граждан] свободнорожденных и равных
пропорционально или арифметически. А посему, у кого этого нет, у тех нет
друг по отношению к другу государственного правосудия, а есть лишь [внешне]
схожая его разновидность. Право[судие] существует для тех, у кого есть
закон, относящийся к ним самим, а закон [нужен] для того, в чем [возможна]
неправосудность, ибо "правда", [т. е. приговор] (dike), представляет собою
суд над правым и неправым (dikaioy kai adikoy).
Итак, где [возможна] неправосудность, там есть и возможность поступать
неправосудно (но там, где есть возможность поступать неправосудно, не всегда
[возможна] неправосудность), а это значит [возможность] уделять себе большую
[долю] безусловных благ и меньшую - безусловных зол. Поэтому мы разрешаем
начальствовать не человеку, а слову [закона] (logos), так как человек себе
[уделяет больше благ и меньше зол] и делается тираном. Между тем начальник -
страж правосудия, а раз правосудия, то и равенства по справедливости. А
поскольку считается, что у него, если только он в самом деле правосуден,
"больше" не бывает (он ведь не уделяет себе больше безусловного блага, за
исключением того, что для него пропорционально; потому его труд на [пользу]
другому, и недаром говорят, что правосудность - это "чужое благо", как и
было ранее сказано), постольку ему следует давать определенное
вознаграждение, а именно уважение и почести; те же, кому это недостаточно,
становятся тиранами.
Право господ и отцов не то же, [что правосудие граждан], хотя и подобно
ему; дело в том, что невозможна безусловная неправосудность по отношению к
своему, а приобретение, [т. е. раб], и ребенок (покуда он не достиг
определенного возраста и не отделился), - это как бы часть самого
[владельца], себе же сознательно никто вредить не собирается.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz