|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 72 |
Итак, неправосудное
дело (to adikema) [имеет две стороны]: [иметь] "меньше" означает терпеть
неправосудие, [иметь] "больше" - неправосудно поступать.
На этом сочтем завершенным разговор о правосудности и неправосудности,
о том, какова их природа, а соответственно и об общих [понятиях]
правосудного и неправосудного.
10(VI). Поскольку можно, поступая неправосудно, не быть еще
неправосудным [человеком, спрашивается]: в каком неправосудном деле,
поступая неправосудно, человек тем самым является неправосудным с точки
зрения [той или иной] частной неправосудности, скажем является вором, или
блудником, или разбойником? Или же так различие обнаружено не будет?
Пусть даже человек сошелся с [замужней] женщиной, зная, кто она, однако
источник [поступка] - не сознательный выбор, а страсть. И вот, поступая
неправосудно, [человек все-таки] не является неправосудным [по устоям],
например не вор, хотя украл, и не блудник, хотя блудил; соответственно и в
других случаях.
Выше было сказано, как связаны расплата и право. Нужно между тем
помнить, что исследуется вообще право и государственное право. Последнее
имеет место для участвующих в общей жизни ради самодостаточного бытия [в
государстве], причем для [граждан] свободнорожденных и равных
пропорционально или арифметически. А посему, у кого этого нет, у тех нет
друг по отношению к другу государственного правосудия, а есть лишь [внешне]
схожая его разновидность. Право[судие] существует для тех, у кого есть
закон, относящийся к ним самим, а закон [нужен] для того, в чем [возможна]
неправосудность, ибо "правда", [т. е. приговор] (dike), представляет собою
суд над правым и неправым (dikaioy kai adikoy).
Итак, где [возможна] неправосудность, там есть и возможность поступать
неправосудно (но там, где есть возможность поступать неправосудно, не всегда
[возможна] неправосудность), а это значит [возможность] уделять себе большую
[долю] безусловных благ и меньшую - безусловных зол. Поэтому мы разрешаем
начальствовать не человеку, а слову [закона] (logos), так как человек себе
[уделяет больше благ и меньше зол] и делается тираном. Между тем начальник -
страж правосудия, а раз правосудия, то и равенства по справедливости. А
поскольку считается, что у него, если только он в самом деле правосуден,
"больше" не бывает (он ведь не уделяет себе больше безусловного блага, за
исключением того, что для него пропорционально; потому его труд на [пользу]
другому, и недаром говорят, что правосудность - это "чужое благо", как и
было ранее сказано), постольку ему следует давать определенное
вознаграждение, а именно уважение и почести; те же, кому это недостаточно,
становятся тиранами.
Право господ и отцов не то же, [что правосудие граждан], хотя и подобно
ему; дело в том, что невозможна безусловная неправосудность по отношению к
своему, а приобретение, [т. е. раб], и ребенок (покуда он не достиг
определенного возраста и не отделился), - это как бы часть самого
[владельца], себе же сознательно никто вредить не собирается.
|
|