Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 164


А кто из софистов обещает научить [искусству управлять государством],
слишком явно далек от того, чтобы это сделать. Софисты ведь вообще не знают
ни того, что такое [политика], ни к чему она имеет отношение, иначе они бы
не ставили ее в один ряд с риторикой или ниже ее и не думали бы, что легко
дать законодательство, собрав законы, пользующиеся доброй славой О том, что
можно выбрать самые лучшие законы, они говорят так, будто выбор не зависит
от соображения, а умение судить правильно не имеет огромной важности при
выборе, так же как в музыке. Действительно, в каждом деле опытные правильно
судят о том, что сделано (eiga), и соображают, посредством чего и как
исполняется [работа] и что к чему подходит. Что же касается неопытных, то
они должны быть довольны, если от них не скроется, хорошо сделана работа
(ergon) или плохо, как, скажем, в живописи.
Законы между тем похожи на произведения (erga) государственного
искусства. Как же тогда по ним научиться создавать законы или судить, какие
самые лучшие? Мы же видим, что и врачами становятся не по руководствам, и
это несмотря на то, что [сочинители подобных руководств] стараются все-таки
не только назвать лечение, но, предварительно разобрав, какие бывают склады
[людей, указать], как может быть исцелен [такой-то больной], и как надо
лечить каждого в отдельности. Но если для опытных это считается подспорьем,
то для не владеющих научным знанием это бесполезно. А раз так, то своды
законов и [описаний] государственных устройств только тем, должно быть,
сослужат добрую службу, кто способен охватить их умозрением (theoresei) и
рассудить, (krinai), что в них хорошо (kalos) или, напротив, [плохо] и каким
государствам какие подходят законы. Но тем, кто пересмотрит такие
[собрания], не имея соответствующего склада [и навыка], тем не будет дано
правильно судить об этих вещах, разве только совершенно случайно, однако
они, возможно, станут больше соображать в таких вопросах.
Поскольку же наши предшественники оставили без разбора вопрос о
составлении законов, лучше, вероятно, рассмотреть его с большим вниманием, а
значит, и вопрос о государственном устройстве в целом, чтобы так философия,
касающаяся человеческих дел, получила по возможности завершенность [и
полноту].
Прежде всего мы постараемся проверить, не высказали ли наши
предшественники что-нибудь правильное в частностях; затем, исходя из
сопоставления государственных устройств, постараемся охватить умозрением,
какие причины сохраняют и уничтожают государства [вообще] и какие [служат
сохранению и уничтожению] каждого [вида] государственного устройства, а
также по каким причинам одними государствами управляют хорошо, а другими
плохо. Ведь охватив это умозрением, мы скорее, наверное, узнаем, какое
государственное устройство является наилучшим, каков порядок при каждом
[государственном устройстве], какие законы и обычаи (ethe) имеют в нем силу.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz