|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 164 |
А кто из софистов обещает научить [искусству управлять государством],
слишком явно далек от того, чтобы это сделать. Софисты ведь вообще не знают
ни того, что такое [политика], ни к чему она имеет отношение, иначе они бы
не ставили ее в один ряд с риторикой или ниже ее и не думали бы, что легко
дать законодательство, собрав законы, пользующиеся доброй славой О том, что
можно выбрать самые лучшие законы, они говорят так, будто выбор не зависит
от соображения, а умение судить правильно не имеет огромной важности при
выборе, так же как в музыке. Действительно, в каждом деле опытные правильно
судят о том, что сделано (eiga), и соображают, посредством чего и как
исполняется [работа] и что к чему подходит. Что же касается неопытных, то
они должны быть довольны, если от них не скроется, хорошо сделана работа
(ergon) или плохо, как, скажем, в живописи.
Законы между тем похожи на произведения (erga) государственного
искусства. Как же тогда по ним научиться создавать законы или судить, какие
самые лучшие? Мы же видим, что и врачами становятся не по руководствам, и
это несмотря на то, что [сочинители подобных руководств] стараются все-таки
не только назвать лечение, но, предварительно разобрав, какие бывают склады
[людей, указать], как может быть исцелен [такой-то больной], и как надо
лечить каждого в отдельности. Но если для опытных это считается подспорьем,
то для не владеющих научным знанием это бесполезно. А раз так, то своды
законов и [описаний] государственных устройств только тем, должно быть,
сослужат добрую службу, кто способен охватить их умозрением (theoresei) и
рассудить, (krinai), что в них хорошо (kalos) или, напротив, [плохо] и каким
государствам какие подходят законы. Но тем, кто пересмотрит такие
[собрания], не имея соответствующего склада [и навыка], тем не будет дано
правильно судить об этих вещах, разве только совершенно случайно, однако
они, возможно, станут больше соображать в таких вопросах.
Поскольку же наши предшественники оставили без разбора вопрос о
составлении законов, лучше, вероятно, рассмотреть его с большим вниманием, а
значит, и вопрос о государственном устройстве в целом, чтобы так философия,
касающаяся человеческих дел, получила по возможности завершенность [и
полноту].
Прежде всего мы постараемся проверить, не высказали ли наши
предшественники что-нибудь правильное в частностях; затем, исходя из
сопоставления государственных устройств, постараемся охватить умозрением,
какие причины сохраняют и уничтожают государства [вообще] и какие [служат
сохранению и уничтожению] каждого [вида] государственного устройства, а
также по каким причинам одними государствами управляют хорошо, а другими
плохо. Ведь охватив это умозрением, мы скорее, наверное, узнаем, какое
государственное устройство является наилучшим, каков порядок при каждом
[государственном устройстве], какие законы и обычаи (ethe) имеют в нем силу.
|
|