Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 148


А что говорят [противники Евдокса] о противоположности удовольствию,
по-видимому, неправильно. Они утверждают, будто из того, что страдание есть
зло, еще не следует, что удовольствие - благо, ибо и зло противоположно злу
и оба, [зло и благо], - тому, что ни то ни другое. Это неплохой довод, но
все же применительно к сказанному он не истинный.
Если и удовольствие, и страдание относятся ко злу, то люди дрлжны были
бы избегать обоих, а если к тому, что ни зло, ни благо, то либо ни того ни
другого не надо было бы избегать, либо в равной мере и того и другого. В
действительности же оказывается, что одного избегают, как зла, а другое
избирают, и в таком смысле [удовольствие и страдание] действительно
противоположны.
(III). И если удовольствие не относится к качествам, это еще не
означает, что оно не относится к благим, ведь ни деятельные проявления
добродетели, ни счастье не являются качествами.
Еще говорят, что благо определенно, а удовольствие неопределенно, так
как допускает большую и меньшую степень.
В таком случае, если судят об этом на том основании, что удовольствие
получают [больше или меньше], тогда то же самое будет верно и для
правосудности и прочих добродетелей, а по их поводу прямо говорят, что есть
наделенные ими больше и меньше и что люди {поступают} сообразно добродетели
[в большей и меньшей степени]. Действительно, бывают люди более правосудные
и более мужественные, [чем другие], а дела можно делать и более и менее
правосудные и вести себя и более и менее благоразумно. Но, основываясь на
[разности в степени] удовольствия, [эти философы], конечно, не называют
настоящей причины, между тем как удовольствия могут оказаться не смешанными
{со страданием] и смешанными.
Да и что мешает, чтобы удовольствие, будучи, подобно здоровью,
определенным [понятием], допускало большую и меньшую степень? Ведь во всех
[существах] не одно и то же соотношение [элементов] (symmetria), и даже в
том же самом [существе] не всегда одно какое-то соотношение, но это существо
остается собой при нарушении соотношения до известного предела и допускает
различия в степени. Значит, такое может быть и с удовольствием.
Полагая собственно благо совершенным, а движение (kineseis) и
становление (geneseis) несовершенными [и незавершенными], стараются
показать, что удовольствие - это движение и становление. Это определение,
видимо, неправильно, и удовольствие не является даже движением. Дело в том,
что, согласно принятому мнению, всякому движению свойственна быстрота или
медленность, и если не самому по себе, как, скажем, движению космоса, то
относительно чего-то другого. Но ни то ни другое неприменимо к удовольствию,
ибо удовольствие можно быстро получить, так же как можно вдруг воспылать
гневом, но получать удовольствие невозможно [быстро или медленно ни
безотносительно], ни в сравнении с другим, а при ходьбе или росте и всем
таком это возможно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz