Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 16

е. растительная (to
phytikon), - под этим я имею в виду причину усвоения пищи и роста - такую
способность (dynamis) души можно полагать во всем, что усваивает пищу, в том
числе в зародышах, причем это та же самая способность, что и во взрослых
(существах); это ведь более разумно, чем полагать в последнем случае
какую-то иную [способность к тому же самому].
Итак, "добродетель" этой способности кажется общей, а не только
человеческой; в самом деле, принято считать, что эта часть души и эта
способность действуют главным образом во время сна, между тем именно во сне
менее всего можно выявить добродетельного и порочного человека (потому и
говорят, мол, полжизни счастливые не отличимы от злосчастных, и это вполне
понятно, ибо сон - бездеятельность души в том смысле, в каком ее можно
называть "добропорядочной" и "дурной"), если только не принимать в расчет
каких-то движений, которые могут слегка затрагивать душу, отчего сновидения
у добрых людей бывают лучше, чем у обычных. Однако и об этом довольно, и
часть души, усваивающую пищу (to threptikon), следует оставить в стороне,
поскольку по своей природе она не имеет доли в человеческой добродетели.
Но, должно быть, существует и какое-то иное естество (pliysis) души,
которое, будучи лишено суждения, все же как-то ему причастно (rnetekhoysa
logoy). Мы хвалим суждение (logos), т. е. часть души, обладающую суждением
(to logon ekhon), применительно к воздержному и невоздержному за правильные
побуждения, [обращенные] к наилучшим [целям]. Но в этих, [т. е. в воздержных
и невоздержных, людях] обнаруживается и какая-то другая часть души,
существующая по своей природе вопреки суждению (para logon), которая борется
с суждением и тянет в другую сторону. Так же как при намерении сдвинуть
парализованные члены вправо, они повертываются, наоборот, влево, точно так и
с душой, ибо устремления невоздержных противоположны [суждению], но, когда
рука или нога промахиваются, мы это видим, а что происходит с душой - не
видим. Вероятно, точно так же нужно признать, что и в душе есть нечто
противное суждению, противоположное ему и идущее ему наперекор. В каком
смысле это другая часть - здесь нам не важно. Но, как мы уже сказали, и эта
часть души, очевидно, тоже причастна суждению; во всяком случае, у
воздержного человека она повинуется суждению, а у благоразумного и у
мужественного она, вероятно, еще более послушна, потому что у них все
согласуется с суждением.
Таким образом, часть души, лишенная суждения, тоже представляется
двусложной. Одна часть - растительная - ни в каком отношении не участвует в
суждении, другая - подвластная влечению и вообще стремящаяся (epithymetikon
kai holos orektikon) - в каком-то смысле ему причастна постольку, поскольку
она послушна суждению, и повинуется ему. Так, когда мы говорим: "имеется
суждение отца и друзей", мы подразумеваем отношение, но не то, какое бывает
в математике.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz