|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 16 |
е. растительная (to
phytikon), - под этим я имею в виду причину усвоения пищи и роста - такую
способность (dynamis) души можно полагать во всем, что усваивает пищу, в том
числе в зародышах, причем это та же самая способность, что и во взрослых
(существах); это ведь более разумно, чем полагать в последнем случае
какую-то иную [способность к тому же самому].
Итак, "добродетель" этой способности кажется общей, а не только
человеческой; в самом деле, принято считать, что эта часть души и эта
способность действуют главным образом во время сна, между тем именно во сне
менее всего можно выявить добродетельного и порочного человека (потому и
говорят, мол, полжизни счастливые не отличимы от злосчастных, и это вполне
понятно, ибо сон - бездеятельность души в том смысле, в каком ее можно
называть "добропорядочной" и "дурной"), если только не принимать в расчет
каких-то движений, которые могут слегка затрагивать душу, отчего сновидения
у добрых людей бывают лучше, чем у обычных. Однако и об этом довольно, и
часть души, усваивающую пищу (to threptikon), следует оставить в стороне,
поскольку по своей природе она не имеет доли в человеческой добродетели.
Но, должно быть, существует и какое-то иное естество (pliysis) души,
которое, будучи лишено суждения, все же как-то ему причастно (rnetekhoysa
logoy). Мы хвалим суждение (logos), т. е. часть души, обладающую суждением
(to logon ekhon), применительно к воздержному и невоздержному за правильные
побуждения, [обращенные] к наилучшим [целям]. Но в этих, [т. е. в воздержных
и невоздержных, людях] обнаруживается и какая-то другая часть души,
существующая по своей природе вопреки суждению (para logon), которая борется
с суждением и тянет в другую сторону. Так же как при намерении сдвинуть
парализованные члены вправо, они повертываются, наоборот, влево, точно так и
с душой, ибо устремления невоздержных противоположны [суждению], но, когда
рука или нога промахиваются, мы это видим, а что происходит с душой - не
видим. Вероятно, точно так же нужно признать, что и в душе есть нечто
противное суждению, противоположное ему и идущее ему наперекор. В каком
смысле это другая часть - здесь нам не важно. Но, как мы уже сказали, и эта
часть души, очевидно, тоже причастна суждению; во всяком случае, у
воздержного человека она повинуется суждению, а у благоразумного и у
мужественного она, вероятно, еще более послушна, потому что у них все
согласуется с суждением.
Таким образом, часть души, лишенная суждения, тоже представляется
двусложной. Одна часть - растительная - ни в каком отношении не участвует в
суждении, другая - подвластная влечению и вообще стремящаяся (epithymetikon
kai holos orektikon) - в каком-то смысле ему причастна постольку, поскольку
она послушна суждению, и повинуется ему. Так, когда мы говорим: "имеется
суждение отца и друзей", мы подразумеваем отношение, но не то, какое бывает
в математике.
|
|