Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 26


Обладание серединой возможно и в проявлениях страстей, и в том, что
связано со страстями; так стыд (aidos) - не добродетель, но стыдливый
(aidemon) заслуживает похвалы и в известных вещах держится середины, а у
другого - излишек стыда, например у робкого (kata-plex), который всего
стыдится. Если же человеку не хватает стыда, или его нет вовсе, он
беззастенчив (anaiskhyntos), в то время как держащийся середины стыдливый.
Негодование (nemesis) - это обладание серединой по сравнению со злобной
завистью (phthonos) и злорадством (epikhairekakia); это все связано со
страданием и удовольствием из-за происходящего с окружающими. Кто склонен к
негодованию - страдает, видя незаслуженно благоденствующего, а у
завистливого в этом излишек, и его все [хорошее] заставляет страдать; что же
до злорадного, то он настолько лишен способности страдать, что радуется
[чужой беде]. Об этом, однако, уместно будет сказать и в другом месте.
Что же касается правосудности (dikaiosyne), поскольку это слово не
однозначно (oykh haplos legetai), то после разбора вышеназванных
[добродетелей] мы скажем о той и другой [правосудности], в каком смысле
каждая представляет собою обладание серединой. {Это же относится и к
добродетелям рассуждения.}

8 (VIII). Итак, существуют три наклонности, две относятся к порокам -
одна в силу избытка, другая в силу недостатка - и одна к добродетели - в
силу обладания серединой; все эти [наклонности] в известном смысле
противоположны друг другу, ибо крайние (akrai) противоположны и среднему, и
друг другу, а средний - крайним. Ведь так же как равное в сравнении с
меньшим больше, а в сравнении с большим меньше, так и находящиеся посредине
(raesai) склады [души располагают] избытком сравнительно с недостатком и
недостатком сравнительно с избытком как в страстях, так и в поступках. Так,
мужественный кажется смельчаком по сравнению с трусом и трусом - по
сравнению со смельчаком.
Подобным образом и благоразумный в сравнении с бесчувственным распущен,
а в сравнении с распущенным - бесчувствен, и щедрый перед скупым - мот, а
перед мотом - скупец.
Потому-то люди крайностей отодвигают того, кто держится середины, к
противоположной от себя крайности и мужественного трус называет смельчаком,
а смельчак - трусом; соответственно [поступают] и с другими. Так получается,
что, хотя [наклонности] друг другу противоположны, крайности в наибольшей
степени противоположны не середине, а друг другу, подобно тому как большое
дальше от малого и малое от большого, нежели то и другое от того, что
[находится] ровно между ними. Кроме того, некоторые крайности представляются
отчасти подобными середине, как, например, смелость - мужеству или мотовство
- щедрости. Крайности же не имеют между собой никакого сходства. А более
всего удаленное определяется как противоположное, и, следовательно, более
противоположно то, что больше удалено.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz