Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 20

Вот почему
добродетели определяют даже как некое бесстрастие и безмятежность. Но это
[определение] не годится, потому что не указывается, при каких условиях [это
так, а именно] как, когда и при каких еще имеющих сюда отношение
обстоятельствах.
Следовательно, основополагающее [определение такое]: данная, [т. е.
нравственная], добродетель - это способность поступать наилучшим образом [во
всем], что касается удовольствий и страданий, а порочность - это ее
противоположность.
Это же явствует, пожалуй, еще и из следующего. Три [вещи] мы избираем и
трех избегаем: первые три - это прекрасное, полезное и доставляющее
удовольствие, а вторые противоположны этому - постыдное, вредное,
доставляющее страдание, во всем этом добродетельный поступает правильно, а
порочный оступается, причем главным образом в связи с удовольствием. Ведь
именно оно общее [достояние] живых существ и сопутствует [для нас] всему
тому, что подлежит избранию, ибо прекрасное и полезное тоже кажутся
доставляющими удовольствие.
Кроме того, [чувство удовольствия] с младенчества воспитывается в нас и
растет вместе с нами, и потому трудно избавиться от этой страсти, коей
пропитана [вся] жизнь. (Так что в наших] поступках мерилом нам служат -
одним больше, а другим меньше - удовольствия и страдания. Поэтому наши
занятия должны быть целиком посвящены этому, ведь для поступков очень важно,
хорошо или плохо наслаждаются и страдают.
Кроме того, по словам Гераклита, с удовольствием бороться труднее, чем
с яростью, а искусство и добродетель всегда рождаются там, где труднее, ведь
в этом случае совершенство стоит большего. Так что еще и поэтому с
удовольствиями и страданиями связано все, с чем имеют дело и добродетель, и
наука о государстве; действительно, кто хорошо справляется [с удовольствием
и страданием], будет добродетельным, а кто плохо (kakos) - порочным (kakos).
Итак, договоримся, что [нравственная] добродетель имеет дело с
удовольствиями и страданиями, что она возрастает благодаря тем поступкам,
благодаря которым она возникла, но она гибнет, если этих поступков не
делать, и деятельность ее связана с теми же поступками, благодаря которым
она возникла.

3(IV). Может быть, кто-нибудь спросит, что мы имеем в виду, утверждая,
будто правосудными нужно делаться, поступая правосудно, а благоразумными -
поступая благоразумно; ведь если поступают правосудно и благоразумно, то уже
и правосудны, и благоразумны, так же как те, кто занимается грамматикой и
музыкой, суть грамматики и музыканты.
А может быть, и в искусствах все обстоит не так? В самом деле, можно
сделать что-то грамотно и случайно и по чужой подсказке, но [истинным]
грамматиком будет тот, кто, делая что-то грамотно, делает это как грамматик,
т е согласно грамматическому искусству, заключенному в нем самом.
Более того, случай с искусствами не похож на случай с добродетелями.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz