|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 118 |
И только против дружбы добродетельных бессильна клевета, потому что
нелегко поверить кому бы то ни было [в дурное] о человеке, о котором за
долгое время сам составил мнение: между ними доверие и невозможность обидеть
(adikein) и все прочее, что только требуется в дружбе в истинном смысле
слова. А при других [отношениях] легко может возникнуть всякое.
Итак, поскольку друзьями называют и тех, кто дружит из соображений
пользы, как, например, государства (ибо принято считать, что военные союзы
возникают между государствами по надобности), и тех, кто любит друг друга за
удовольствие, как, например, дети, то, видно, и нам следует называть таких
людей друзьями, учитывая, что видов дружбы несколько. Но прежде всего и в
собственном смысле слова (protos men kai kyrios) дружбою является дружба
добродетельных постольку, поскольку они добродетельны, а остальные следует
называть дружбами по сходству с этой, так что другие - друзья в той мере, в
какой неким благом является и то, что подобно [истинному благу] в [истинной]
дружбе, ведь и удовольствие - благо для тех, кто любит удовольствие. Эти
[виды] дружбы не обязательно предполагают друг друга, да и не одни и те же
люди становятся друзьями ради пользы и друзьями ради удовольствия, ибо
второстепенные свойства не обязательно сочетаются между собою.
6. Коль скоро дружба поделена на эти виды, дурные люди будут друзьями
из соображений удовольствия или пользы, ибо в отношении к этим вещам они
похожи, а добродетельные будут друзьями один ради другого, ибо [они дружат]
как добродетельные [сами по себе]. Следовательно, они "друзья" в
безотносительном смысле, а те другие в силу второстепенных обстоятельств и
по сходству с первыми.
(V). Так же как в случае с добродетелями одни определяются как
добродетельные по складу, а другие - по деятельным проявлениям, так и [в
случае] с дружбой. Действительно, одни друзья, живя сообща, наслаждаются
друг другом и приносят друг другу собственно блага; другие, когда спят или
отделены пространством, хотя и не проявляют [дружбы] в действии (oyk
energoysi), но по своему складу [и состоянию] таковы, что способны проявлять
себя дружески (energein philikos), ибо расстояния расторгают не вообще
дружбу, а ее деятельное проявление. Однако если отсутствие друга
продолжительно, оно, кажется, заставляет забыть даже дружбу; потому и
говорится:
Многие дружбы расторгла нехватка беседы.
По-видимому, ни старики, ни скучные люди не годятся для дружбы, ибо с
ними возможны лишь скудные удовольствия, а ведь никто не способен проводить
дни с тем, кто не доставляет удовольствия; действительно, природа, очевидно,
прежде всего избегает того, что доставляет страдание, стремится же к тому,
что доставляет удовольствие.
Те, кто признают друг друга, но не живут сообща, скорее, походят на
расположенных, чем на друзей. В самом деле, ничто так не свойственно
друзьям, как проводить жизнь сообща (к поддержке-то стремятся и нуждающиеся,
однако даже блаженные стремятся проводить свои дни вместе [с кем-то], ибо
они менее всего должны быть одинокими).
|
|