Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 70


Если сначала имеется пропорциональное равенство [работы], а затем
произошла расплата, получится то, что называется [правосудным в смысле
справедливого равенства]. А если нет, то имеет место неравенство, и
[взаимоотношения] не поддерживаются; ничто ведь не мешает работе одного из
двух быть лучше, чем работа другого, а между тем эти [работы] должны быть
уравнены. Так обстоит дело и с другими искусствами: они были бы уничтожены,
если бы, производя, не производили {нечто} определенного количества и
качества, а получая это, не получали бы [как раз] такое количество и
качество. Ведь [общественные] взаимоотношения возникают не тогда, когда есть
два врача, а когда есть [скажем], врач и земледелец и вообще разные и
неравные [стороны], а их-то и нужно приравнять.
Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом
сопоставимо. Для этого появилась монета и служит в известном смысле
посредницей, ибо ею все измеряется, а значит, как преизбыток, так и
недостаток, и тем самым сколько башмаков равно дому или еде. Соответственно
отношения строителя дома к башмачнику должны отвечать отношению
определенного количества башмаков к дому или к еде. А если этого нет, не
будет ни обмена, ни [общественных] взаимоотношений. Не будет же этого, если
[обмениваемые вещи] не будут в каком-то смысле равны. Поэтому, как и было
сказано выше, все должно измеряться чем-то одним. Поистине такой мерой
является потребность, которая все связывает вместе, ибо, не будь у людей ни
в чем нужды или нуждайся они по-разному, тогда либо не будет обмена, либо он
будет не таким, [т. е. не справедливым]; и, словно замена потребности, по
общему уговору появилась монета; оттого и имя ей "номисма", что она
существует не по природе, а по установлению (nomoi) и в нашей власти
изменить ее или вывести из употребления.
Итак, расплата будет иметь место, когда справедливое равенство
установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа
башмачника к работе земледельца.
Но этого в виде пропорции не следует представлять, когда обмен уже
совершен (иначе оба преимущества будут находиться у одного из крайних
[членов пропорции]), а лишь когда [стороны] обладают своим собственным.
Тогда они равны и [могут] участвовать (koinonoi) [в общей жизни], так как
это приравнивание может осуществиться. [Пусть] земледелец - A, еда - Y,
башмачник - B и его работа, приравненная [к Y], - S. Будь невозможной
подобная расплата, не было бы и [общественных] взаимоотношений.
Что потребность связывает так, как будто существует известное единство,
станет, должно быть, ясно, потому что если нет потребности друг в друге (у
обеих ли сторон или у одной из двух в другой), то обмен и не происходит,
например, когда у одного есть то, в чем другой, нуждаясь (скажем, в вине),
позволяет [взамен] вывоз хлеба. А значит, это, [т.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz