|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 94 |
Что противоположно первому и второму,
ясно, ибо одно мы зовем добродетелью, а другое - воздержностью, зверству же
более всего подобает противопоставить ту добродетель, что превыше нас, - как
бы героическую и божественную (так и Гомер сочинил слова Приама о Гекторе,
что он-де был весьма добродетелен:
Так, не смертного иужа казался он сыном, но бога!)
Так что, если, как говорится, при избытке добродетели из людей
становятся богами, то, очевидно, именно такой склад [души] противоположен
зверскому, и, как зверю не свойственны ни порочность, ни добродетель, так не
свойственны они и богу, но [у него] есть нечто, ценимое выше добродетели, а
у [зверя] - некий род [нрава], отличный от порочности.
Но как человек редко бывает "божественным" (сравним это с обычным
обращением лаконцев: когда они кем-то восхищены чрезвычайно, они говорят
"божеский муж"), так редко встречается среди людей и звероподобный, причем
главным образом среди варваров, да еще рождаются такими из-за болезней и
уродств; и мы клеймим этим [словом] тех между людьми, кто от порочности
преступает [всякую] меру.
Но об этой наклонности нам надо будет упомянуть позже, а о порочности
было рассказано ранее, [теперь же] надо сказать о невоздержности,
изнеженности (malakia) и избалованности, (tryphe), с одной стороны, и о
воздержности - с другой. Дело в том, что ни тот, ни другой склад [души]
нельзя представлять тождественным соответственно с добродетелью или
испорченностью, ни отличным по роду. Как и в других случаях, [нам] нужно
изложить, что людям кажется, и, разобрав сначала спорные вопросы, показать
таким образом по возможности все заслуживающие внимания мнения (ta endoxa)
об этих страстях, а если не [все], то большую их часть и самые главные, ибо,
когда сложности будут разрешены и мнения, заслуживающие внимания, отобраны,
тогда, видимо, и [предмет] показан достаточно.
2. Принято считать, что воздержность (egkrateia) и выдержанность
(karteria) относятся к числу вещей добропорядочных и достойных похвал, а
невоздержность и изнеженность - к числу дурных и осуждаемых и "воздержный" -
это то же, что "придерживающийся расчета" (emmenetikos toi logismoi), а
"невоздержный" - "отступающий от расчета" (ekstatikos toy logismoy). И если
невоздержный, зная, что [поступает) дурно, тем не менее поступает [так] под
влиянием страсти, то воздержный, зная, что [его] влечения дурны, не следует
им благодаря [рас]суждению (dia ton logon). И с одной стороны,
благоразумного признают воздержным и выдержанным, а с другой - по мнению
одних, [воздержный и выдержанный] благоразумен во всех отношениях, а по
мнению других - не во всех; и если одни смешивают распущенного с
невоздержным и невоздержного с распущенным, то другие их различают. О
рассудительном же иногда говорят, что он невоздержным быть не может, иногда
- что иные, будучи рассудительными и одновременно изобретательными,
невоздержны.
|
|