Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 94

Что противоположно первому и второму,
ясно, ибо одно мы зовем добродетелью, а другое - воздержностью, зверству же
более всего подобает противопоставить ту добродетель, что превыше нас, - как
бы героическую и божественную (так и Гомер сочинил слова Приама о Гекторе,
что он-де был весьма добродетелен:

Так, не смертного иужа казался он сыном, но бога!)

Так что, если, как говорится, при избытке добродетели из людей
становятся богами, то, очевидно, именно такой склад [души] противоположен
зверскому, и, как зверю не свойственны ни порочность, ни добродетель, так не
свойственны они и богу, но [у него] есть нечто, ценимое выше добродетели, а
у [зверя] - некий род [нрава], отличный от порочности.
Но как человек редко бывает "божественным" (сравним это с обычным
обращением лаконцев: когда они кем-то восхищены чрезвычайно, они говорят
"божеский муж"), так редко встречается среди людей и звероподобный, причем
главным образом среди варваров, да еще рождаются такими из-за болезней и
уродств; и мы клеймим этим [словом] тех между людьми, кто от порочности
преступает [всякую] меру.
Но об этой наклонности нам надо будет упомянуть позже, а о порочности
было рассказано ранее, [теперь же] надо сказать о невоздержности,
изнеженности (malakia) и избалованности, (tryphe), с одной стороны, и о
воздержности - с другой. Дело в том, что ни тот, ни другой склад [души]
нельзя представлять тождественным соответственно с добродетелью или
испорченностью, ни отличным по роду. Как и в других случаях, [нам] нужно
изложить, что людям кажется, и, разобрав сначала спорные вопросы, показать
таким образом по возможности все заслуживающие внимания мнения (ta endoxa)
об этих страстях, а если не [все], то большую их часть и самые главные, ибо,
когда сложности будут разрешены и мнения, заслуживающие внимания, отобраны,
тогда, видимо, и [предмет] показан достаточно.

2. Принято считать, что воздержность (egkrateia) и выдержанность
(karteria) относятся к числу вещей добропорядочных и достойных похвал, а
невоздержность и изнеженность - к числу дурных и осуждаемых и "воздержный" -
это то же, что "придерживающийся расчета" (emmenetikos toi logismoi), а
"невоздержный" - "отступающий от расчета" (ekstatikos toy logismoy). И если
невоздержный, зная, что [поступает) дурно, тем не менее поступает [так] под
влиянием страсти, то воздержный, зная, что [его] влечения дурны, не следует
им благодаря [рас]суждению (dia ton logon). И с одной стороны,
благоразумного признают воздержным и выдержанным, а с другой - по мнению
одних, [воздержный и выдержанный] благоразумен во всех отношениях, а по
мнению других - не во всех; и если одни смешивают распущенного с
невоздержным и невоздержного с распущенным, то другие их различают. О
рассудительном же иногда говорят, что он невоздержным быть не может, иногда
- что иные, будучи рассудительными и одновременно изобретательными,
невоздержны.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz