|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 23 |
Я имею в виду нравственную добродетель, ибо именно она сказывается в
страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина. Так,
например, в страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и вообще в
удовольствии и в страдании возможно и "больше", и "меньше", а и то и другое
не хорошо. Но все это, когда следует, в должных обстоятельствах,
относительно должного предмета, ради должной цели и должным способом, есть
середина и самое лучшее, что как раз и свойственно добродетели.
Точно так же и в поступках бывает избыток, недостаток и середина.
Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних избыток
- это проступок, и недостаток [тоже] {не похвалят}, в то время как середина
похвальна и успешна; и то и другое между тем относят к добродетели.
Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком
случае, она существует постольку, поскольку ее достигает.
Добавим к этому, что совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как
образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо -
определенному), между тем поступать правильно можно только
одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь
легко промахнуться, трудно попасть в цель). В этом, стало быть, причина
тому, что избыток и недостаток присущи порочности (kakia), а обладание
серединой - добродетели.
Лучшие люди просты, но многосложен порок.
6. Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад {души],
состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной
таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой
обладают между двумя [видами] порочности, один из которых - от избытка,
другой - от недостатка. А еще и потому [добродетель означает обладание
серединой], что как в стрястях, так и в поступках [пороки] преступают
должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же
[умеет] находить середину и ее избирает.
Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия,
добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и
совершенства - обладание вершиной.
Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, ибо у
некоторых [страстей] в самом названии выражено дурное качество (phaylo tes),
например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступков - блуд, воровство,
человекоубийство. Все это и подобное этому считается дурным само по себе, а
не за избыток или недостаток, а значит, в этом никогда нельзя поступать
правильно, можно только совершать проступок; и "хорошо" или "не хорошо"
невозможно в таких [вещах; например, невозможно] совершать блуд с кем, когда
и как следует; вообще совершать какой бы то ни было из таких [поступков] -
значит совершать проступок. Будь это не так, можно было бы ожидать, что в
неправосудных поступках, трусости, распущенности возможны обладание
серединой, избыток и недостаток, ведь тогда было бы возможно по крайне мере
обладание серединой в избытке и в недостатке, а также избыток избытка и
недостаток недостатка.
|
|