Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 23


Я имею в виду нравственную добродетель, ибо именно она сказывается в
страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина. Так,
например, в страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и вообще в
удовольствии и в страдании возможно и "больше", и "меньше", а и то и другое
не хорошо. Но все это, когда следует, в должных обстоятельствах,
относительно должного предмета, ради должной цели и должным способом, есть
середина и самое лучшее, что как раз и свойственно добродетели.
Точно так же и в поступках бывает избыток, недостаток и середина.
Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних избыток
- это проступок, и недостаток [тоже] {не похвалят}, в то время как середина
похвальна и успешна; и то и другое между тем относят к добродетели.
Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком
случае, она существует постольку, поскольку ее достигает.
Добавим к этому, что совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как
образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо -
определенному), между тем поступать правильно можно только
одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь
легко промахнуться, трудно попасть в цель). В этом, стало быть, причина
тому, что избыток и недостаток присущи порочности (kakia), а обладание
серединой - добродетели.

Лучшие люди просты, но многосложен порок.

6. Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад {души],
состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной
таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой
обладают между двумя [видами] порочности, один из которых - от избытка,
другой - от недостатка. А еще и потому [добродетель означает обладание
серединой], что как в стрястях, так и в поступках [пороки] преступают
должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же
[умеет] находить середину и ее избирает.
Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия,
добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и
совершенства - обладание вершиной.
Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, ибо у
некоторых [страстей] в самом названии выражено дурное качество (phaylo tes),
например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступков - блуд, воровство,
человекоубийство. Все это и подобное этому считается дурным само по себе, а
не за избыток или недостаток, а значит, в этом никогда нельзя поступать
правильно, можно только совершать проступок; и "хорошо" или "не хорошо"
невозможно в таких [вещах; например, невозможно] совершать блуд с кем, когда
и как следует; вообще совершать какой бы то ни было из таких [поступков] -
значит совершать проступок. Будь это не так, можно было бы ожидать, что в
неправосудных поступках, трусости, распущенности возможны обладание
серединой, избыток и недостаток, ведь тогда было бы возможно по крайне мере
обладание серединой в избытке и в недостатке, а также избыток избытка и
недостаток недостатка.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz