|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 93 |
Именно поэтому некоторые утверждают, что все добродетели - это
[разновидности] рассудительности, и Сократ, исследуя добродетель, в одном
был прав, а в другом заблуждался, а именно: он заблуждался, думая, что все
добродетели - это [виды] рассудительности, и правильно считал, что
добродетель невозможна без рассудительности. Вот тому подтверждение, и ныне
все [философы] при определении добродетели, сказавши, что это склад [души] и
с чем он имеет дело, прибавляют: "согласный с верным суждением", а верное
суждение согласуется с рассудительностью. Значит, по-видимому, все так или
иначе догадываются, что именно такой склад есть добродетель - склад,
согласный с рассудительностью. Но нужно сделать еще один шаг. Дело в том,
что добродетель - это не только склад [души], согласный с верным суждением
(kata ton orthon logon), но и склад, причастный ему (meta toy orthoy logoy),
а рассудительность - это и есть верное суждение о соответствующих вещах.
Таким образом, если Сократ думал, что добродетели - это [верные] суждения
(logoi) (потому что, [по его мнению], все они представляют собою знания), то
мы считаем, что они лишь причастны [верному] суждению.
Итак, ясно из сказанного, что невозможно ни быть собственно
добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной
добродетели. И тогда можно опровергнуть довод (logos), с помощью которого
было бы диалектически обосновано, что добродетели существуют отдельно друг
от друга. [Довод такой]: один и тот же человек не бывает от природы
исключительно предрасположен ко всем добродетелям сразу, а значит, [в любой
данный миг] одну он уже обрел, а другую еще нет. Но возможно это [лишь] при
природных добродетелях, а при тех, при коих человек определяется как
добродетельный безотносительно, это невозможно. Ведь при наличии
рассудительности, хотя это [только] одна [из добродетелей], все
[нравственные добродетели] окажутся в наличии.
Очевидно, что, даже если бы рассудительность не была направлена на
поступки, в ней все-таки была бы нужда, потому что она является добродетелью
одной из частей души и потому, что как без рассудительности, так и без
добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель,
а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели.
Но рассудительность все же не главнее мудрости, и лучшей части души,
так же как врачевание не главнее здоровья, ибо рассудительность не
пользуется мудростью, но только следит, чтобы мудрость возникала [и
развивалась]. А потому предписания рассудительности - это предписания ради
мудрости, но не ей [самой]. Добавим к этому: сказать, [что рассудительность
главенствует над мудростью], - это все равно что сказать, будто наука о
государстве начальствует над богами, так как она предписывает все, что имеет
отношение к государству.
КНИГА СЕДЬМАЯ (Н)
1(I). А теперь, исходя из другого принципа, надо сказать, что
существует три вида такого, чего избегают в нравах: порок, невоздержность,
зверство (kakia, akiasia, theriotes).
|
|