Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 93


Именно поэтому некоторые утверждают, что все добродетели - это
[разновидности] рассудительности, и Сократ, исследуя добродетель, в одном
был прав, а в другом заблуждался, а именно: он заблуждался, думая, что все
добродетели - это [виды] рассудительности, и правильно считал, что
добродетель невозможна без рассудительности. Вот тому подтверждение, и ныне
все [философы] при определении добродетели, сказавши, что это склад [души] и
с чем он имеет дело, прибавляют: "согласный с верным суждением", а верное
суждение согласуется с рассудительностью. Значит, по-видимому, все так или
иначе догадываются, что именно такой склад есть добродетель - склад,
согласный с рассудительностью. Но нужно сделать еще один шаг. Дело в том,
что добродетель - это не только склад [души], согласный с верным суждением
(kata ton orthon logon), но и склад, причастный ему (meta toy orthoy logoy),
а рассудительность - это и есть верное суждение о соответствующих вещах.
Таким образом, если Сократ думал, что добродетели - это [верные] суждения
(logoi) (потому что, [по его мнению], все они представляют собою знания), то
мы считаем, что они лишь причастны [верному] суждению.
Итак, ясно из сказанного, что невозможно ни быть собственно
добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной
добродетели. И тогда можно опровергнуть довод (logos), с помощью которого
было бы диалектически обосновано, что добродетели существуют отдельно друг
от друга. [Довод такой]: один и тот же человек не бывает от природы
исключительно предрасположен ко всем добродетелям сразу, а значит, [в любой
данный миг] одну он уже обрел, а другую еще нет. Но возможно это [лишь] при
природных добродетелях, а при тех, при коих человек определяется как
добродетельный безотносительно, это невозможно. Ведь при наличии
рассудительности, хотя это [только] одна [из добродетелей], все
[нравственные добродетели] окажутся в наличии.
Очевидно, что, даже если бы рассудительность не была направлена на
поступки, в ней все-таки была бы нужда, потому что она является добродетелью
одной из частей души и потому, что как без рассудительности, так и без
добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель,
а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели.
Но рассудительность все же не главнее мудрости, и лучшей части души,
так же как врачевание не главнее здоровья, ибо рассудительность не
пользуется мудростью, но только следит, чтобы мудрость возникала [и
развивалась]. А потому предписания рассудительности - это предписания ради
мудрости, но не ей [самой]. Добавим к этому: сказать, [что рассудительность
главенствует над мудростью], - это все равно что сказать, будто наука о
государстве начальствует над богами, так как она предписывает все, что имеет
отношение к государству.



КНИГА СЕДЬМАЯ (Н)



1(I). А теперь, исходя из другого принципа, надо сказать, что
существует три вида такого, чего избегают в нравах: порок, невоздержность,
зверство (kakia, akiasia, theriotes).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz