|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 9 |
Действительно, по-разному
занимается прямым углом плотник и геометр, ибо первому [он нужен] с такой
(точностью], какая полезна для дела, а второму [нужно знать] его суть или
качества, ибо он зритель истины. Подобным образом следует поступать и в
других случаях, чтобы, [как говорится], "задел не больше дела был".
Не следует также для всего одинаково доискиваться причины, но в иных
случаях достаточно правильно указать, что [нечто имеет место] (to hoti), как
и в связи с началами, ибо что [дано] (to hoti) - это первое и начало. Одни
из начал постигаются через наведение, другие - чувством, третьи - благодаря
некоему приучению (ethismoi), а другие еще как-то иначе. Нужно стараться
"преследовать" каждое начало по тому пути, который отвечает его природе, и
позаботиться о правильном выделении [начал] ведь начала имеют огромное
влияние на все последующее. В самом деле, начало - это, по всей видимости,
больше половины всего [дела] и благодаря [началу] выясняется многое из того,
что мы ищем.
8(VIII). Исследовать это [начало, т. е. счастье], нужно исходя не
только из выводов и предпосылок [нашего] определения, но также из того, что
об [этом] говорят. Ведь все, что есть, согласуется с истиной, а между ложью
и истиной очень скоро обнаруживается несогласие.
Итак, блага подразделяют на три вида: так называемые внешние,
относящиеся к душе и относящиеся к телу, причем относящиеся к душе мы [все]
называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу, но мы именно
действия души и ее деятельности представляем относящимися к душе. Таким
образом, получается, что наше определение (высшего блага и счастья]
правильно, по крайней мере оно согласуется с тем воззрением, которое и
древнее и философами разделяется.
[Определение] верно еще и потому, что целью оно называет известные
действия и деятельности, ибо тем самым целью оказывается одно из благ,
относящихся к душе, а не одно из внешних благ.
С [нашим] определением согласуется и то [мнение], что счастливый
благоденствует и живет благополучно, ибо счастьем мы выше почти было назвали
некое благоденствие и благополучие (eyzoia kai eypraxia).
9. По-видимому, все, что обычно видят в счастье, - все это присутствует
в [данном нами] определении.
Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим
- известная мудрость, а иным - все это (вместе] или что-нибудь одно в
соединении с удовольствием или не без участия удовольствия; есть, [наконец],
и такие, что включают [в понятие счастья] и внешнее благосостояние
(eyeteria). Одни из этих воззрений широко распространены и идут из
древности, другие же разделяются немногими, однако знаменитыми людьми.
Разумно, конечно, полагать, что ни в том, ни в другом случае не заблуждаются
всецело, а, напротив, хотя бы в каком-то одном отношении или даже в основном
бывают правы.
Наше определение, стало быть, согласно с [мнением] тех, кто определяет
счастье как добродетель или как какую-то определенную добродетель, потому
что добродетели как раз присуща деятельность сообразно добродетели.
|
|