Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 99

Ибо рука есть часть человека
не во всяком случае, а тогда, когда она способна исполнять работу, значит,
когда рука живая, а неживая не есть часть его.

Что касается математических предметов, то почему определения частей не
входят в определение целого, например полуокружности - в определение круга?
Они ведь не чувственно воспринимаемые части. Или это не имеет значения? Ибо
материя должна быть и у чего-то, не воспринимаемого чувствами; более того
(kai), некоторая материя имеется у всего, что не есть суть бытия вещи и
форма сама по себе, а есть определенное нечто. Вот почему у круга как общего
эти полуокружности не будут частями, а у отдельных кругов будут, как было
сказано раньше, ибо материя бывает и воспринимаемая чувствами, и постигаемая
умом.

Ясно, однако, и то, что душа есть первая сущность, тело - материя, а
человек или живое существо - соединение той и другой как общее; Сократ же и
Кориск, если они также и душа, означают двоякое (ведь одни разумеют под ними
душу, другие - составное целое); если же о них говорится просто-как об этой
вот душе и этом вот теле, то с единичным дело обстоит так же, как с общим.

А существует ли помимо материи такого рода сущностей какая-нибудь
другая и следует ли искать какую-нибудь другую сущность, нежели эти,
например числа или что-то в этом роде, это надо рассмотреть в дальнейшем.
Ведь именно ради этого мы пытаемся разобраться и в чувственно воспринимаемых
сущностях, хотя в некотором смысле исследование этих сущностей относится к
учению о природе, т. е. ко второй философии, ибо рассуждающему о природе
надлежит познавать не только материю, но и определимую [сущность], и это еще
в большей мере. А что касается определений, то позднее надлежит рассмотреть,
в каком смысле содержащееся в обозначении составляет части определения и
почему определение есть единая речь (ясно ведь: потому, что предмет един, но
в силу чего предмет един, раз он имеет части?).

Таким образом, что такое суть бытия вещи и в каком смысле она
существует сама по себе, об этом в общих чертах сказано для всего; сказано
также, почему обозначение сути бытия одних вещей содержит части
определяемого, а других-нет, и указано, что в обозначении сущности вещи не
содержатся части материального свойства: ведь они принадлежат не к
[определимой] сущности, а к сущности составной; а для этой, можно сказать,
некоторым образом определение и есть и не есть, а именно: если она берется в
соединении с материей, то нет определения (ибо материя есть нечто
неопределенное), а если в отношении к первой сущности, то определение есть,
например для человека - определение души, ибо сущность - это форма,
находящаяся в другом; из нее и из материи состоит так называемая составная
сущность; такая форма есть, например, вогнутость (ведь "курносый нос" и
"Курносость" состоят из этой вогнутости и носа: <в них "нос" содержится
дважды>). В составной же сущности, например курносом носе или Каллий, будет
заключаться также и материя.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz