Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 73

Обладать таким
обладанием, очевидно, невозможно (ибо пришлось бы идти в бесконечность, если
бы можно было обладать обладанием того, чем обладают); такое расположение,
благодаря которому то, что расположено, расположено хорошо или плохо, при
этом или само по себе, или по отношению к другому, например: здоровье есть
некоторое свойство, ибо оно есть такого рода расположение. Кроме того, о
свойстве говорится и тогда, когда лишь какая-то часть hmeel такое
расположение; потому и достоинство [отдельных] частей есть некоторого рода
свойство.




ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ



Преходящим свойством или состоянием (pathos) называется свойство, в
отношении которого возможны изменения, например: белое и черное, сладкое и
горькое, тяжесть и легкость, и все другое в этом роде; разного рода
проявление этих свойств и изменение их; и еще большей мере называются так
изменения и движения пагубные, в особенности причиняющие боль. Кроме того,
так называются большие несчастья и горести.




ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ



О лишенности говорится, когда вещь не имеет чего-то, что некоторым от
природы свойственно иметь, хотя бы ей самой и не было от природы свойственно
иметь это, как, например, говорится, что растение лишено глаз; когда вещь не
имеет чего-нибудь, хотя либо ей самой, либо ее роду от природы свойственно
иметь это; например, не в одинаковом смысле лишены зрения слепой человек и
крот: крот лишен его по роду, а человек - сам по себе; когда вещь не имеет
чего-то, что от природы ей свойственно иметь, и именно к такому-то времени:
слепота есть некоторая лишенность, но слепым называется не тот, кто лишен
зрения в любом возрасте, а тот, кто лишен его в том возрасте, когда ему от
природы свойственно его иметь, а он его не имеет. Подобным же образом о
лишенности говорится, когда нечто не имеет того, в чем, в силу чего, для
чего и каким способом ему от природы свойственно иметь его; лишением
называется насильственное отнятие чего-то.

И сколько имеется значений у отрицаний, начинающихся с "без" или "не",
в стольких же значениях говорится и о лишенности: так, неравным называется
нечто потому, что в нем нет равенства, хотя оно свойственно ему от природы;
невидимым - и потому, что у него вообще нет цвета, и потому, что оно имеет
плохо видимый цвет; безногим - и потому, что у него вообще нет ног, и
потому, что у него ноги слабые. Далее, такие отрицания приписываются вещи
потому, что она что-то имеет в незначительной мере, например плод без
косточек; это значит, что он некоторым образом негоден. Далее - потому, что
нечто делается не легко или плохо; например, неразрезаемым называется нечто
не только потому, что оно не разрезается, но и потому, что оно разрезается
не легко или не хорошо. Далее - потому, что вещь вообще не имеет чего-то:
слепым называется не одноглазый, а тот, у кого оба глаза лишены зрения.
Поэтому не всякий хорош или плох, справедлив или несправедлив, а есть а
нечто среднее между ними.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz