Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 134

Так что единое будет некоторым множеством, если оно
малое; а это необходимо, если два есть многое. Но, хотя о многочисленном
можно, пожалуй, в каком-то смысле говорить как о "многом", все же оно будет
чем-то отличаться от него; например, о воде говорят, что ее много, но нельзя
сказать, что она многочисленна. Однако о делимом на части можно говорить как
о многочисленном: в одном случае - когда имеется множество, содержащее
излишек или вообще, или по сравнению с чем-нибудь (и подобным же образом
малое есть некое множество, у которого есть недостаток чего-то), а в другом
случае - когда о нем говорится как о числе, и только и этом случае оно
противолежит единому. Действительно, мы говорим "единое или многое" так же,
как если бы кто сказал "единое и единые" или "белое и белые" и тем самым
сопоставил измеренное или измеряемое с мерой. И в этом же смысле говорят о
многократном, а именно: каждое число есть многое, потому что содержит
единицы и может быть измерено единицей, а также поскольку оно противолежит
единому, а не малому. В этом смысле и два есть многое, но не как множество,
содержащее избыток либо по сравнению с чем-нибудь, либо вообще, а как первое
множество. Вообще говоря, два есть малочисленное, ибо два - первое
множество, у которого есть недостаток чего-то (поэтому и Анаксагор
неправильно выразился, сказав, что "все вещи были вместе, беспредельные и по
множеству, и по малости"; ему надо было сказать вместо "по малости" - "по
малочисленности"; а по малочисленности они не беспредельны); дело в том, что
не "одно" образует малое, как это утверждают некоторые, а его образует
"два".

Итак, единое и многое в числах противолежат друг другу как мера и
измеряемое, а они противолежат одно другому как такое соотнесенное, которое
не принадлежит к самому по себе соотнесенному. В другом месте [3] мы уже
установили, что о соотнесенном говорится в двух значениях: с одной стороны,
в смысле противоположности, с другой - в том смысле, в каком знание
находится в отношении к тому, что познается, [причем это последнее]
называется соотнесенным потому, что что-то другое относится к нему. И ничто
не мешает, чтобы "одно" было меньше чего-то другого, например двух, ибо если
оно меньше, оно тем самым еще не есть малое. А множество есть как бы род для
числа: ведь число есть множество, измеряемое единицей. И "одно" и число
некоторым образом противолежат друг другу - не как противоположности, а (это
уже было сказано) как нечто соотнесенное, а именно: они постольку
противолежат друг другу, поскольку одно есть мера, а другое измеряемое. А
потому не все, что "одно", есть число, например если "одно" есть нечто
неделимое [4] Что же касается знания, которому приписывается подобное
отношение к тому, что познается, то с ним дело обстоит не так. Правда, могло
бы казаться, что знание есть мера, а то, что познается,- измеряемое, однако
на деле оказывается, что хотя всякое знание касается того, что познается, но
не всякое познаваемое соотнесено со знанием, так как в некотором смысле
знание измеряется тем, что познается.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz