|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 148 |
И подобным образом для науки о
деятельности движение происходит не в совершаемом действии, а скорее в тех,
кто его совершает. Учение же о природе занимается тем, начало движения чего
в нем самом. Таким образом, ясно, что учение о природе необходимо есть не
наука о деятельности и не наука о творчестве, а наука умозрительная (ведь к
какому-нибудь одному из этих родов наук она необходимо должна быть
отнесена). А так как каждой из наук необходимо так или иначе знать суть
предмета и рассматривать ее как начало, то не должно остаться незамеченным,
как надлежит рассуждающему о природе давать свои определения и каким образом
следует ему брать определение сущности вещи,- так ли, как "курносое" или
скорее как "вогнутое". В самом деле, из них определение курносого
обозначается в сочетании с материей предмета, а определение вогнутого - без
материи. Ибо курносость бывает у носа, потому и мысль о курносости связана с
мыслью о носе: ведь курносое - это вогнутый нос. Очевидно поэтому, что и
определение плоти, глаз и остальных частей тела надо всегда брать в
сочетании с материей.
А так как есть некоторая наука о сущем как таковом и как отдельно
существующем, то следует рассмотреть, надлежит ли эту науку считать той же,
что и учение о природе, или скорее другой. С одной стороны, предмет учения о
природе - это то, что имеет начало движения в самом себе, с другой,-
математика есть некоторая умозрительная наука и занимается предметами хотя и
неизменными, однако не существующими отдельно. Следовательно, тем, что
существует отдельно и что неподвижно, занимается некоторая наука, отличная
от этих обеих, если только существует такого рода сущность - я имею в виду
существующую отдельно ... неподвижную, что мы попытаемся показать. И если
среди существующего есть такого рода сущность, то здесь так или иначе должно
быть и божественное, и оно будет первое и самое главное начало. Поэтому
ясно, что есть три рода умозрительных наук: учение о природе, математика и
наука о божественном. Именно род умозрительных наук - высший, а из них -
указанная в конце, ибо она занимается наиболее почитаемым из всего сущего; а
выше и ниже каждая наука ставится в зависимости от [ценности] предмета,
который ею познается.
И здесь могло бы возникнуть сомнение, следует ли науку о сущем как
таковом считать общей наукой или нет. В самом деле, каждая из математических
наук занимается одним определенным родом, а общая математика лежит в основе
их всех. Если же природные сущности - первые среди сущего, то и учение о
природе было бы первой среди наук. А если есть другое естество и сущность,
отдельно существующая и неподвижная, то и наука о ней должна быть другая,
она должна быть первее учения о природе и общей, потому что она первее.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Так как сущее вообще имеет различные значения, одно из которых -
привходящим образом сущее, то прежде всего надо рассмотреть сущее в этом
смысле.
|
|