Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 148

И подобным образом для науки о
деятельности движение происходит не в совершаемом действии, а скорее в тех,
кто его совершает. Учение же о природе занимается тем, начало движения чего
в нем самом. Таким образом, ясно, что учение о природе необходимо есть не
наука о деятельности и не наука о творчестве, а наука умозрительная (ведь к
какому-нибудь одному из этих родов наук она необходимо должна быть
отнесена). А так как каждой из наук необходимо так или иначе знать суть
предмета и рассматривать ее как начало, то не должно остаться незамеченным,
как надлежит рассуждающему о природе давать свои определения и каким образом
следует ему брать определение сущности вещи,- так ли, как "курносое" или
скорее как "вогнутое". В самом деле, из них определение курносого
обозначается в сочетании с материей предмета, а определение вогнутого - без
материи. Ибо курносость бывает у носа, потому и мысль о курносости связана с
мыслью о носе: ведь курносое - это вогнутый нос. Очевидно поэтому, что и
определение плоти, глаз и остальных частей тела надо всегда брать в
сочетании с материей.

А так как есть некоторая наука о сущем как таковом и как отдельно
существующем, то следует рассмотреть, надлежит ли эту науку считать той же,
что и учение о природе, или скорее другой. С одной стороны, предмет учения о
природе - это то, что имеет начало движения в самом себе, с другой,-
математика есть некоторая умозрительная наука и занимается предметами хотя и
неизменными, однако не существующими отдельно. Следовательно, тем, что
существует отдельно и что неподвижно, занимается некоторая наука, отличная
от этих обеих, если только существует такого рода сущность - я имею в виду
существующую отдельно ... неподвижную, что мы попытаемся показать. И если
среди существующего есть такого рода сущность, то здесь так или иначе должно
быть и божественное, и оно будет первое и самое главное начало. Поэтому
ясно, что есть три рода умозрительных наук: учение о природе, математика и
наука о божественном. Именно род умозрительных наук - высший, а из них -
указанная в конце, ибо она занимается наиболее почитаемым из всего сущего; а
выше и ниже каждая наука ставится в зависимости от [ценности] предмета,
который ею познается.

И здесь могло бы возникнуть сомнение, следует ли науку о сущем как
таковом считать общей наукой или нет. В самом деле, каждая из математических
наук занимается одним определенным родом, а общая математика лежит в основе
их всех. Если же природные сущности - первые среди сущего, то и учение о
природе было бы первой среди наук. А если есть другое естество и сущность,
отдельно существующая и неподвижная, то и наука о ней должна быть другая,
она должна быть первее учения о природе и общей, потому что она первее.




ГЛАВА ВОСЬМАЯ



Так как сущее вообще имеет различные значения, одно из которых -
привходящим образом сущее, то прежде всего надо рассмотреть сущее в этом
смысле.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz