|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 166 |
Относительно
всего этого ясно, почему дело обстоит именно таким образом.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
А полагать ли одну такую сущность или больше и сколько именно - этот
вопрос не следует обходить молчанием, а что касается утверждений других,
надо вспомнить, что о численности этих сущностей они не сказали ничего
ясного. Ведь учение об идеях этот вопрос особо не разбирало - сторонники
идей объявляют идеи числами, но о числах они иногда говорят, будто им нет
предела, иногда - будто они ограниченны в пределах десяти . Но почему
количество чисел именно такое, для этого они не приводят никаких серьезных
доказательств. Мы же должны об этом сказать, исходя из наших предпосылок и
различений. А именно, начало и первое в вещах не подвержено движению ни само
по себе, ни привходящим образом, а само вызывает первое - вечное и единое -
движение. А так как движущееся должно чем-то приводиться в движение, а
первое движущее - быть неподвижным само по себе, причем вечное движение
необходимо вызывается тем, что вечно, и одно движение - чем-то одним, и так
как помимо простого пространственного движения мирового целого, движения,
которое, как мы полагаем, вызвано первой и неподвижной сущностью, мы видим
другие пространственные движения - вечные движения планет (ибо вечно и не
знает покоя тело, совершающее круговое движение; это показано в сочинениях о
природе ),-то необходимо, чтобы и каждое из этих движений вызывалось самой
по себе неподвижной и вечной сущностью. Ибо природа светил вечна, будучи
некоторой сущностью, и то, что движет их, должно быть вечным и
предшествовать тому, что им приводится в движение, а то, что предшествует
сущности, само должно быть сущностью. Таким образом, очевидно, что должно
существовать столько же сущностей, [сколько имеется движений светил], и что
они вечны по своей природе, сами по себе неподвижны и не имеют (по указанной
выше причине) величины.
Итак, очевидно, что [то, что движет],- это сущности и что одна из них
первая, другая - вторая в том же порядке, как и движения светил. Что же
касается количества этих движений, то это необходимо исследовать на основе
той математической науки, которая ближе всего к философии,- на основе учения
о небесных светилах, ибо оно исследует сущность, правда, чувственно
воспринимаемую, но вечную, между тем другие математические науки не
исследуют никакой сущности, например арифметика и геометрия. Что у каждого
несущегося небесного тела несколько движений - это ясно тем, кто хоть
немного этим занимался (ведь у каждой планеты больше чем одно движение); а
для уразумения того, сколько таких движений имеется, мы сейчас приведем
высказывания некоторых математиков, чтобы мыслью постичь некоторое
определенное количество; впрочем, с одной стороны, нам самим необходимо
исследовать, с другой - осведомляться у других, и если занимающиеся этим
высказывают нечто противное тому, что сказано сейчас, то следует воздавать
должное тому и другому, но соглашаться с более основательным
Итак, Евдокс считал, что движение Солнца и Луны происходит у каждого в
трех сферах, из которых первая - это сфера неподвижных звезд , вторая имеет
движение по кругу, проходящему посредине созвездий зодиака, третье - по
кругу, отклоняющемуся по широте от зодиака (при этом на большую широту
отклоняется тот круг, по которому движется Луна, нежели тот, по которому
движется Солнце).
|
|