Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 197

Итак, эти [философы]
ошибаются указанным образом, стремясь объединить с идеями математические
предметы. А те, кто впервые придумал два рода чисел - число-эйдос и число
математическое, - не разъяснили и не могли бы разъяснить, каким образом и
откуда именно возникает математическое число. Дело в том, что они ставят его
в промежутке между эйдетическим и чувственно воспринимаемым числом. Ведь
если оно получается из большого и малого, то оно будет тождественно
числу-идее (а он пространственные величины выводит из некоторого другого
малого и большого) ; указать же некоторое другое [большое и малое] - значит
указать, что элементов имеется больше; и если начало каждого из этих двух
родов чисел есть некоторое единое, то единое будет чем-то общим этим [двум
единым], и тогда надо выяснить, каким образом оно становится и этим
множеством; в то же время по этому учению число не может возникнуть иначе
как из единого и из неопределенной двоицы.

Все это лишено основания и находится в противоречии с самим собой и со
здравым смыслом и походит на ту "словесную канитель", о которой говорит
Симонид ; получается такая же словесная канитель, как у рабов, когда они не
могут сказать ничего здравого. И кажется, что самые элементы - большое и
малое - вопиют, словно их тащат насильно: они не могут ведь никоим образом
породить число,кроме удвоенного от единицы .

Нелепо также, а скорее невозможно, признавать здесь возникновение
вечного. Относительно же пифагорейцев не должно быть никакого сомнения,
признают ли они возникновение или нет, ибо они ясно говорят, что сразу же,
после того как образовалось единое (то ли из плоскостей, или из поверхности
тел, или из семени, или из чего-то такого, что они затрудняются указать),
ближайшая часть беспредельного была привлечена [единым] и ограничена
пределом. Но так как они создают учение о мироздании и хотят говорить таким
языком, каким говорят рассуждающие о природе, то правильно будет рассмотреть
их взгляды на природу, но не в настоящем сочинении, ибо мы ищем начала в
неподвижном, так что необходимо исследовать возникновение именно такого рода
[неподвижных] чисел.



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Итак, они утверждают, что для нечетного числа нет возникновения, явно
предполагая, что возникновение имеется для четного числа. А первое четное
число некоторые строят из неравного - из большого и малого после их
уравнения. Таким образом, неравенство между ними должно было иметь место
раньше их уравнения; а если бы они всегда были уравнены между собой, то они
не могли бы быть до этого неравными (ведь раньше того, что существует
всегда, нет ничего); стало быть, очевидно, что возникновение чисел они
признают не ради исследования их [природы].

С другой стороны, вызывает затруднение вопрос (а кто намерен легко
устранить его, тот заслуживает упрека), как относятся элементы и начала к
благому и прекрасному; вопрос заключается в том, имеется ли среди этих начал
такое, какое мы хотим называть благом самим по себе и наилучшим, или нет, но
оно позднейшего возникновения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz