|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 173 |
Затем, у этих, [предшествующих] ,
плоскостей будут линии, которым - на том же самом основании - по
необходимости будут предшествовать другие линии и точки; и точкам, имеющимся
в этих предшествующих линиях, должны предшествовать другие точки, по
отношению к которым других предшествующих уже нет. Таким образом, получается
нелепое нагромождение. В самом деле, получается, что помимо чувственно
воспринимаемых имеются тела одного рода, помимо чувственно воспринимаемых
плоскостей - плоскости трех родов (это плоскости, существующие помимо
чувственно воспринимаемых, те, что в математических телах, и те, что имеются
помимо находящихся в этих телах), линии - четырех родов, точки - пяти родов
. Так какие же из них будут исследовать математические науки? Конечно, не те
плоскости, линии и точки, которые находятся в неподвижном [математическом]
теле: ведь наука всегда занимается тем, что первее . И то же самое можно
сказать о числах: помимо каждого рода точек будут отличные от них единицы,
равно как и помимо каждого рода чувственно воспринимаемых вещей, и затем -
помимо умопостигаемого, так что будут бесчисленные роды математических
чисел.
Далее, как можно разрешить те сомнения, которых мы касались уже при
рассмотрении затруднений? А именно предмет учения о небесных светилах будет
подобным же образом находиться вне чувственно воспринимаемого, как и предмет
геометрии; по как это возможно для неба и его частей или для чего бы то ни
было другого, чему присуще движение? И подобным образом в оптике и учении о
гармонии, а именно, голос и зрение окажутся вне чувственно воспринимаемого и
единичного, так что очевидно, что и другие восприятия и другие предметы
восприятия - тоже. Почему, в самом деле, одни скорее, нежели другие? Но если
так, то [вне чувственно воспринимаемого] будут и живые существа, раз [вне
его] и восприятия.
Кроме того, математики выставляют кое-что общее помимо рассматриваемых
здесь сущностей. Значит, и это будет некая другая отдельно существующая
сущность, промежуточная между идеями и промежуточными [математическими]
предметами - сущность, которая не есть ни число, ни точка, ни
[пространственная] величина, ни время. А если такой сущности быть не может,
то ясно, что и те, [математические] предметы не могут существовать отдельно
от чувственно воспринимаемых вещей.
И вообще если принимать, что математические предметы существуют таким
образом как некие отдельные сущности, то получается нечто противоположное и
истине, и обычным взглядам. В самом деле, при таком их бытии необходимо,
чтобы они предшествовали чувственно воспринимаемым величинам, между тем
согласно истине они нечто последующее по отношению к ним: ведь незаконченная
величина по происхождению предшествует [законченной], а по сущности нет,
как, например, неодушевленное - по сравнению с одушевленным.
Далее, благодаря чему и когда же математические величины будут
составлять единство? Окружающие нас вещи едины благодаря душе или части души
или еще чему-нибудь, могущему быть основанием [единства] (иначе они образуют
множество и распадаются); но раз те величины делимы и суть количества, то
какова причина того, что они составляют неразрывное и постоянное единство?
Кроме того, [то, что математические величины не могут существовать
отдельно], показывает порядок, в каком они возникают.
|
|