Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 94






ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



Может вызвать недоумение вопрос, почему одно возникает и через
искусство, и самопроизвольно, например здоровье, а другое нет, например дом.
Причина в том, что [в одних случаях] материя, которая кладет начало
возникновению при создавании и возникновении чего-то через искусство и в
которой имеется какая-то часть [возникающей] вещи, отчасти такова, что может
двигаться сама собой, а отчасти нет, и в первом случае она отчасти в
состоянии двигаться определенным образом, а отчасти не в состоянии: ведь
многое хотя и может двигаться само собой, но не в состоянии делать это
определенным образом, например плясать. Поэтому те вещи, материя которых
именно такого рода (например, камни), одним определенным образом двигаться
не в состоянии, разве только с помощью другого, однако иным образом могут. И
так же обстоит дело с огнем. Вот почему одни вещи не возникнут без человека,
обладающего умением их делать, а другие возникнут, ибо будут приведены в
движение тем, что хотя и не обладает таким умением, но само может быть
приведено в движение или с помощью другого, не обладающего таким умением,
или благодаря какой-нибудь [своей] части. Вместе с тем из сказанного ясно
также, что в некотором смысле все [создаваемые искусством] вещи возникают
или из одноименного с ними (так же, как и природные вещи), например дом - из
дома как созданного умом (ибо искусство-это форма), или из какой-нибудь
своей одноименной части, или же из того, что содержит в себе некоторую часть
[создаваемой вещи], если вещь возникает не привходящим образом: ведь
причина, по которой создается что-нибудь, есть первичная часть, сама по себе
сущая. В самом деле, теплота от движения породила теплоту в теле, а это -
или здоровье, или часть его, или же ему сопутствует какая-нибудь часть
здоровья, либо само здоровье; поэтому о теплоте и говорится, что она
содействует здоровью, ибо то содействует здоровью, чему сопутствует и что
имеет своим последствием теплота [в теле].

Стало быть, так же как в умозаключениях, сущность есть начало всего,
ибо из сути вещи исходят умозаключения, а здесь-виды возникновения. И также,
как в этих случаях, обстоит дело и с тем, что возникает естественным путем.
Ибо семя порождает [живое] так же, как умение - изделия; оно содержит в себе
форму в возможности, и то, от чего семя, в некотором отношении одноименно [с
тем, что возникает] (ибо не следует думать, что все так же порождается, как
человек от человека: ведь и женщина происходит от мужчины); иначе бывает
лишь в случаях отклонения от порядка вещей, поэтому мул происходит не от
мула. Что же касается того, что возникает самопроизвольно, то дело обстоит
здесь так же, как там,-оно получается у того, материя чего способна и сама
собой приходить в то движение, в которое приводит семя; а там, где этой
способности нет, возникновение вещи возможно не иначе как через такие же
самые вещи.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz