|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 94 |
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Может вызвать недоумение вопрос, почему одно возникает и через
искусство, и самопроизвольно, например здоровье, а другое нет, например дом.
Причина в том, что [в одних случаях] материя, которая кладет начало
возникновению при создавании и возникновении чего-то через искусство и в
которой имеется какая-то часть [возникающей] вещи, отчасти такова, что может
двигаться сама собой, а отчасти нет, и в первом случае она отчасти в
состоянии двигаться определенным образом, а отчасти не в состоянии: ведь
многое хотя и может двигаться само собой, но не в состоянии делать это
определенным образом, например плясать. Поэтому те вещи, материя которых
именно такого рода (например, камни), одним определенным образом двигаться
не в состоянии, разве только с помощью другого, однако иным образом могут. И
так же обстоит дело с огнем. Вот почему одни вещи не возникнут без человека,
обладающего умением их делать, а другие возникнут, ибо будут приведены в
движение тем, что хотя и не обладает таким умением, но само может быть
приведено в движение или с помощью другого, не обладающего таким умением,
или благодаря какой-нибудь [своей] части. Вместе с тем из сказанного ясно
также, что в некотором смысле все [создаваемые искусством] вещи возникают
или из одноименного с ними (так же, как и природные вещи), например дом - из
дома как созданного умом (ибо искусство-это форма), или из какой-нибудь
своей одноименной части, или же из того, что содержит в себе некоторую часть
[создаваемой вещи], если вещь возникает не привходящим образом: ведь
причина, по которой создается что-нибудь, есть первичная часть, сама по себе
сущая. В самом деле, теплота от движения породила теплоту в теле, а это -
или здоровье, или часть его, или же ему сопутствует какая-нибудь часть
здоровья, либо само здоровье; поэтому о теплоте и говорится, что она
содействует здоровью, ибо то содействует здоровью, чему сопутствует и что
имеет своим последствием теплота [в теле].
Стало быть, так же как в умозаключениях, сущность есть начало всего,
ибо из сути вещи исходят умозаключения, а здесь-виды возникновения. И также,
как в этих случаях, обстоит дело и с тем, что возникает естественным путем.
Ибо семя порождает [живое] так же, как умение - изделия; оно содержит в себе
форму в возможности, и то, от чего семя, в некотором отношении одноименно [с
тем, что возникает] (ибо не следует думать, что все так же порождается, как
человек от человека: ведь и женщина происходит от мужчины); иначе бывает
лишь в случаях отклонения от порядка вещей, поэтому мул происходит не от
мула. Что же касается того, что возникает самопроизвольно, то дело обстоит
здесь так же, как там,-оно получается у того, материя чего способна и сама
собой приходить в то движение, в которое приводит семя; а там, где этой
способности нет, возникновение вещи возможно не иначе как через такие же
самые вещи.
|
|