Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 67

Подобным же образом и в отношении претерпевания. Обладание свойствами,
благодаря которым вещи вообще не испытывают воздействия, или не подвержены
изменению, или нелегко их привести в худшее состояние; в самом деле, нечто
ломается, раскалывается, гнется и вообще портится не потому, что оно
обладает способностью, а потому, что у него нет [соответствующей]
способности и ему чего-то недостает; а не испытывает подобных воздействий
то, что лишь с трудом и в малой степени испытывает их благодаря своей
скрытой или проявляемой способности (dia dynamin kai to dynastllai) и
потому, что заходится в определенном состоянии.

Так как о способностях говорится в стольких значениях, то и способным в
одном смысле называется то, что имеет начало движения или изменения [вообще]
(ведь и то, что останавливает, есть, нечто способное) в ином или в самом
себе, поскольку оно иное. А в другом смысле что-то называется способным,
если нечто другое имеет такого рода способность по отношению к нему. В
третьем смысле - если оно имеет способность изменяться во что-то или в нечто
худшее, или в нечто лучшее (ведь и то, что погибает, по-видимому, способно
погибать, иначе оно не погибло бы, если бы было к этому не способно; и уже
теперь у него есть некоторая предрасположенность, причина и начало для
такого претерпевания. Так вот, способное кажется таковым иногда потому, что
у него что-то есть, иногда потому, что оно чего-то лишено; а если Лишенность
есть в некотором смысле обладание, то все способно к чему-то благодаря
обладанию чем-то, так что нечто способно и потому, что оно обладает
некоторым свойством и началом, и потому, что обладает лишенностью его, если
только можно обладать лишенностью; иначе "способное" будет [в данном случае]
иметь двоякий смысл). В ином значении нечто называется способным потому, что
ни другое, ни оно само, поскольку оно другое, не имеет разрушительной для
него силы или разрушительного начала. Далее, все это называется способным
или только потому, что может произойти или не произойти, или же потому, что
может то и другое успешно. В самом деле, даже в неодушевленных предметах
имеется такого рода способность, например в музыкальных орудиях: про одну
лиру говорят, что она способна звучать, а про другую - что нет, если она
неблагозвучна.

Неспособность же - это лишенность способности и отрицание такого
начала, о котором было сказано, - лишенность и отрицание их или вообще, или
у того, чему естественно их иметь, или тогда, когда уже естественно было бы
их иметь: ведь не в одном и том же смысле мы назвали бы неспособными иметь
потомство ребенка, мужчину или скопца. Далее, каждому из двух видов
способности - и способности, просто приводящей в движение, и способности,
хорошо движущей, - соответствует противолежащая ему неспособность. Итак, о
неспособном, с одной стороны, говорится в соответствии с этим значением
неспособности, а в другом смысле - когда возможному [противолежит]
невозможное.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz