|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 65 |
Все остальное называется противоположным или потому, что
имеет указанные противоположности, или потому, что способно принимать их,
или потому, что способно делать или испытывать таковые, или оно на самом
деле их делает или испытывает, утрачивает или приобретает, имеет или не
имеет. А так как о едином и о сущем говорится во многих значениях, то и все
остальное, о чем говорится в соответствии с ними, стало быть, и
тождественное, иное, или Инаковое, и противоположное, должны иметь
соответствующие значения, так что они должны быть разными для каждой
категории.
С другой стороны, иными, или инаковыми, по виду называются вещи,
которые, принадлежа к одному и тому же роду, не подчинены друг другу, а
также те вещи, которые, принадлежа к одному и тому же роду, имеют различие
между собой, и те, что имеют в своей сущности противоположное одно другому.
Отличны друг от друга по виду и противоположности - или все, или те из них,
которые так называются в первичном смысле, а также те вещи, определения
которых в последнем виде рода разные (например, человек и лошадь неделимы но
роду, а определения их разные), и те, которые, принадлежа к одной и той же
сущности, имеют между собой различие. А о тождественном по виду говорится в
смыслах, противоположных только что указанным.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
О некоторых вещах говорят, что они нечто предшествующее ("первее") и
последующее, полагая, что в каждом роде есть нечто первое и некоторое
начало; [нечто предшествующее] - поскольку они ближе к некоторому началу,
определенному либо безусловно и от природы, либо в отношении чего-то, где-то
и кем-то. А именно: одни вещи таковы по месту из-за большей близости либо к
какому-нибудь месту, определенному от природы (например, к середине или к
краю), либо к месту привходящему; а то, что дальше, есть нечто последующее.
Другие предшествуют по времени: одно потому, что оно дальше от настоящего
времени, например, в отношении прошлого (Троянская война прежде Мидийских,
потому что она дальше отстоит от настоящего времени); другое потому, что оно
ближе к настоящему времени, например, в отношении будущего: Немейские игры
прежде Пифийских потому, что они ближе к настоящему времени, если настоящее
время взять как начало и первое. Иное же предшествует в отношении движения,
а именно то, что ближе к первому движущему, предшествует (например, мальчик
ближе к нему, чем взрослый мужчина); а первое движущее также есть безусловно
некоторое начало. Иные вещи первее по силе: то, что превосходит силою, т. е.
то, что сильнее, первое; а таково то, чьему решению должно следовать другое,
т. е. последующее, так что если первое не движет, то это другое не движется;
если же первое движет, то оно движется; начало здесь - решение. Иные вещи
первее в отношении порядка, а именно то, что находится ближе к чему-то
одному определенному, по отношению к чему другие размещены согласно
некоторому расчету, например второй в хоре первее третьего, и предпоследняя
струна лиры первее последней: ведь в первом случае начало - предводитель
хора, во втором - средняя струна.
|
|