Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 141

А если, с другой стороны, искомое нами начало
неотделимо от тел, то что же более предпочтительно полагать, чем материю?
Однако материя существует не в действительности, а в возможности; и скорее
за начало - более важное, нежели материя,- можно бы принять форму, или
образ; но они, мол, преходящи, так что вообще нет вечной сущности, которая
существовала бы отдельно и сама по себе. Однако это нелепо: ведь
представляется, что такое начало и сущность такого рода существуют, и их,
можно сказать, ищут самые проницательные; в самом деле, каков же будет
порядок, если нет ничего вечного, отдельно существующего и неизменного?

Далее, если существует какая-то сущность и начало, имеющее такую
природу, какую мы теперь ищем, и это начало - одно для всего и одно и то же
для вечного и преходящего, то возникает трудный вопрос, почему - при одном и
том же начале - одни вещи, зависящие от этого начала, вечны, а другие не
вечны; это ведь нелепо. А если есть одно начало для преходящего, а другое
для вечного, то если начало преходящего также вечно, мы одинаковым образом
окажемся в затруднении (в самом деле, почему, в то время как начало вечно,
не будет вечно и то, что зависит от этого начала?); если же начало
преходяще, то у него оказывается некоторое другое начало, и у этого - еще
другое, и так до бесконечности.

Если, с другой стороны, полагать те начала, которые больше всего
считаются неподвижными, а именно сущее и единое, то прежде всего, если
каждое из них не означает определенное нечто и сущность, как же будут они
существовать отдельно и сами по себе? Между тем мы ищем именно такого рода
вечные и первые начала. А если каждое из них есть определенное нечто и
сущность, то все существующее - сущность, ибо сущее сказывается обо всем, а
о некоторых вещах - также и единое; но неверно, что все существующее есть
сущность. Далее, как могут быть правы те [1] кто утверждает, что единое есть
первое начало и сущность, что первое порождение единого и материи - это
число что число есть сущность? В самом деле, каким же образом следует
мыслить себе как единое двойку и каждое из остальных составных чисел? Об
этом они и не говорят, да и нелегко об этом сказать.

Если, с другой стороны, полагать началами линии и связанное с ними (я
имею в виду чистые плоскости [2]), то это не отдельно существующие сущности,
а сечения и деления, в первом случае - плоскостей, во втором - тел (а точки
- деления линий) и, кроме того,- пределы самих этих [величин]; по все они
находятся в другом, и ничто из них не существует отдельно. Кроме того, как
же следует мыслить себе сущность единицы и точки? Ведь всякая сущность
подвержена возникновению [3] а точка - нет, ибо точка есть деление. Вызывает
затруднение и то, что всякая наука исследует общее и такое-то [качество],
между тем как сущность не принадлежит к общему, а скорее есть определенное
нечто, существующее отдельно, а потому если есть наука о началах, то как же
следует мыслить себе, что начало есть сущность?

Далее, существует ли что-нибудь помимо составного целого или нет (я
имею в виду материю и то, что с ней соединено)? Если не существует, то ведь
все имеющееся в материи поистине преходяще.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz