Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 187

Одно они
возводят к [первым] началам, например движение и покой, благо и зло , а
другое-к числам. Поэтому единое [у них] нечетное, ибо если нечетное -
[только] в тройке, то как может пятерка быть нечетной? Далее, величины и им
подобное доходят у них до определенного количества , например: первая -
неделимая линия, потом двойка и так далее до десятки.

Далее, если число существует отдельно, то возникает вопрос, первее ли
"одно" тройки и двойки. Поскольку число составное, первее "одно", а
поскольку первее общее и форма, число первее: ведь каждая из единиц есть
часть числа как его материя, а число - форма. И в некотором смысле прямой
угол первее острого, а именно по своему объяснению и определению ; а в
другом смысле первее острый, потому что он часть прямого и прямой угол
делится на острые. Таким образом, как материя острый угол, элемент и единица
первее, а по форме и сущности, выраженной в определении, первее прямой угол
и целое, составленное из материи и формы, ибо составное из материи и формы
ближе к форме и к тому, что выражено в определении; по происхождению же оно
нечто последующее [по отношению к материи]. Итак, в каком смысле единое есть
начало? Говорят, оно начало потому, что неделимо, но ведь неделимо и общее,
и часть или элемент. Однако неделимы они по-разному: одно - по определению,
другое - по времени. Так вот, в каком же смысле единое - начало? Как уже
было сказано, и прямой угол первее острого, и острый первее прямого, и
каждый из них есть нечто единое. Так вот, они объявляют единое началом в
обоих смыслах. Но это невозможно: ведь общее есть единое как форма и
сущность, а элемент - как часть и материя. И то и другое едино в некотором
смысле, на деле же каждая из двух единиц [в двойке] имеется [лишь] в
возможности, а в действительности нет (если только число есть нечто единое и
не существует как груда, но, как они утверждают, разные числа состоят из
разных единиц). И причина, почему у них получается здесь ошибка, в том, что
они в погоне [за началами] одновременно исходили из математики и из
рассуждений относительно общего. Поэтому они, исходя из первой, единое и
начало представили как точку, ибо единица - это точка, не имеющая положения
[в пространстве]. Так вот, подобно тому как некоторые другие считали вещи
состоящими из мельчайших частиц, точно так же делали и они, и, таким
образом, единица становится у них материей чисел, и в одно и то же время она
первее двойки и, наоборот, двойка первее ее, поскольку двойка есть как бы
некоторое целое, единое и форма. В поисках же общего они признали единством
то, что сказывается [о всяком числе], и в этом смысле - частью [числа].
Между тем то и другое не может быть присуще одному и тому же.

Если же само-по-себе-единое должно быть единственно лишь тем, что не
имеет положения [в пространстве] (ибо [от единицы] оно отличается только
тем, что оно начало) и, [с другой стороны], двойка делима, а единица нет, то
единица, надо полагать, более, [чем двойка], сходна с самим-по-себе-единым.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz