|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 77 |
Итак, вещи называются ложными в этом значении или потому, что
они не существуют, или потому, что вызываемое ими представление есть
представление о несуществующем.
Ложная же речь, поскольку она ложна, относится к несуществующему;
поэтому всякая ложная речь относится к чему-то отличному от того, о чем она
истинна (например, речь о круге ложна в отношении треугольника). О чем бы то
ни было имеется в одном смысле лишь одна речь, а именно речь о сути бытия
вещи, а в другом смысле-высказываний много, ибо сам предмет и он же вместе
со своими свойствами - это некоторым образом одно и то же, например Сократ и
образованный Сократ (ложная же речь - это, вообще говоря, речь ни о чем).
Поэтому Антисфен был чрезмерно простодушен, когда полагал, что об одном
может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное
наименование (logos), откуда следовало, что не может быть никакого
противоречия, да пожалуй, что и говорить неправду - тоже. Между тем всякую
вещь можно обозначить не только ее собственным определением, но и
определением чего-то иного, притом ложно - безусловно, но некоторым образом
и правильно, как, например, восемь можно обозначить как двойное, используя
определение двойки.
Итак, в приведенных здесь случаях о ложном говорится в этом смысле, а
лживым называется тот, кто склонен к подобным речам и предпочитает их не
из-за чего-то другого, а ради них самих и кто старается другим внушить [веру
в] такие речи, так же как мы называем ложными те предметы, которые вызывают
ложное представление. Поэтому вводит в заблуждение и рассуждение в "Гиппии"
относительно того, что один и тот же человек лжив и правдив. Оно считает
лживым того, кто может лгать (а таков человек знающий и рассудительный);
кроме того, оно отдает предпочтение тому, кто порочен по собственной воле.
Это положение получается ложно через наведение, а именно: хромающий по
собственной воле лучше, мол, того, кто хромает против своей воли, а хромать
означает здесь притворяться хромым; все же, если бы действительно кто был
хромым по доброй воле, он был бы, пожалуй, хуже, так же как это бывает в
области нравов.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ
Привходящим, или случайным, называется то, что чему-то присуще и о чем
может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей
частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад. Это
нахождение клада, конечно, случайно для того, кто копал яму: ведь не с
необходимостью следует одно из другого или после другого и не в большинстве
случаев находят клал, сажая растения. И точно так же может какой-нибудь
образованный человек быть бледным; но так как это бывает не по необходимости
и не в большинстве случаев, то мы называем
это привходящим. Так как, стало быть, то, что присуще, есть что-то и
принадлежит чему-то, а что-то из присущего присуще лишь где-то и когда-то,
то привходящим будет то, что, правда, какой-то вещи присуще, но присуще не
потому, что это была именно вот эта вещь, или именно вот в это время, или
именно вот в этом месте.
|
|