Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 156

По отношению к сущности нет движения [1] так
как нет ничего противоположного сущности; нет движения и для отношения (ибо
может вполне соответствовать действительности, что при изменении одного из
двух [соотнесенных членов] другой не изменится, так что их движение
привходящее [2]); также нет движения ни для того, что действует или
претерпевает, ни для того, что движет и приводится в движение, ибо нет ни
движения движения, ни возникновения возникновения, ни вообще изменения
изменения. В самом деле, движение движения возможно было бы двояким образом:
или (1) движение берется как субстрат (подобно тому как человек движется,
потому что он меняется из бледного в смуглого), так что таким же образом и
движение становилось бы теплым или холодным, или меняло бы место, или росло;
однако это невозможно, ибо изменение не есть какой-либо субстрат; или (2)
движение движения могло бы означать, что какой-нибудь другой субстрат
переходит из одного изменения в другой вид, как, например, человек переходит
из болезни в здоровье. Но и это невозможно, разве только привходящим
образом. Ибо всякое движение есть изменение из одного в другое (и
возникновение и уничтожение - точно так же; только они суть изменения в
противолежащее таким-то образом, а движение-иным образом [3]). Итак, [в этом
случае] [4] человек в одно и то же время переходил бы из состояния здоровья
в состояние болезни и из этого состояния в другое. Ясно, однако, что если он
заболеет, то он претерпит изменение в другой вид изменения (ведь можно и
пребывать в покое) [5] а кроме того, в такое, которое всякий раз будет не
случайным; и то изменение будет изменением из чего-то во что-то другое; так
что будет противолежащее изменение - выздоровление, однако оно произойдет
привходящим образом, как, например, переход от воспоминания к забвению,
потому что у существа, с которым это бывает, изменение происходит иногда в
отношении знания, иногда в отношении здоровья [6].

Далее, если бы было изменение изменения и возникновение возникновения,
то пришлось бы идти в бесконечность. Несомненно, должно было бы возникать и
предшествующее возникновение, если возникает последующее. Например, если
возникновение в безотносительном смысле когда-нибудь возникало, то возникало
в безотносительном смысле и возникающее, так что то, что возникает в
безотносительном смысле, еще не было, но было уже нечто становящееся [этим]
возникающим. И оно [также] когда-то возникало, так что тогда оно еще не было
таким [становящимся]. А так как у бесконечного [ряда] не бывает чего-либо
первого, то и здесь не будет первого, так что не будет и примыкающего к
нему. Ничего, таким образом, не сможет ни возникать, ни двигаться, ни
изменяться. Кроме того, одно и то же подлежит [в таком случае] и
противоположному движению, и покою, и также возникновению и уничтожению
[одинаково], а потому то, что возникает, уничтожается тогда, когда оно стало
возникающим: ведь оно не может уничтожаться ни когда оно [только] становится
[возникающим], ни впоследствии [7], ибо то, что уничтожается, должно
существовать.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz